Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Руководство которой тоже имеет свои особенности. Каждый из детей выполняет только одну операцию, являющуюся частью общего процесса труда. Например, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит мусор с участка. При таком распределении работы видна и взаимосвязь между участниками, и их взаимозависимость. Однако дошкольники часто воспринимают свое задание как самостоятельное, не осознают себя членом единого звена.
Например, детям дано поручение привести в порядок книги для малышей. Операции распределены. Саша, нарезав нужное количество полосочек бумаги, начинает рассматривать книги, уже подклеенные ребятами из его же звена. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?» — и уходит, не проявив никакого беспокойства по поводу плохой работы своих товарищей.
Задача воспитателя — представить дело, которое выполняет каждый ребенок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они вместе отвечают за конечный результат.
В процессе совместной деятельности могут возникать затруднения, вызванные разными причинами: слабыми умениями детей, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением участников к делу и т. д. Дошкольники не всегда правильно осознают, отчего произошла задержка в работе, поэтому их претензии к товарищам бывают необоснованными. Применяемые детьми средства воздействия на нерадивых, с их точки зрения, участников могут быть как положительными (взаимопомощь, показ, совет), так и отрицательными (ссоры, обиды друг на друга). Если дети не будут знать правильных способов воздействия на товарищей, то любое затруднение в процессе совместного труда может привести к отрицательным поступкам. Воспитатель должен регулировать возникающие ситуации, помогать детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым проявлению положительного отношения к сверстникам.
Ниже приводится описание приемов, с помощью которых воспитатель регулирует совместную деятельность детей и взаимоотношения между ними.
Иногда дошкольники, распределяя между собой задания, не учитывают трудоемкости операций, и это обнаруживается только в ходе работы. Воспитатель дает совет, как надо наладить работу, чтобы никто не простаивал, чтобы у каждого участника задание оказалось примерно равным. Педагог обосновывает правильность такого перераспределения и с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Не по-товарищески стоять и ждать, если кто-либо из ребят не справляется с делом. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу». На конкретных примерах дети учатся поступать в соответствии с правилами морали. Они не просто выполняют работу товарища, но включаются в нее для того, чтобы добиться успеха.
Читайте также:
Просмотрено: 207 раз 26 июля 2010