Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности

Руководство которой тоже имеет свои особенности. Каждый из детей выполняет только одну операцию, являющуюся частью общего процесса труда. Например, один ребенок подметает участок, другой соб

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности Руководство которой тоже имеет свои особенности. Каждый из детей выполняет только одну операцию, являющуюся частью общего процесса труда. Например, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит мусор с участка. При таком распределении работы видна и взаимосвязь между участниками, и их взаимозависимость. Однако дошкольники часто воспринимают свое задание как самостоятельное, не осознают себя членом единого звена.

Например, детям дано поручение привести в порядок книги для малышей. Операции распределены. Саша, нарезав нужное количество полосочек бумаги, начинает рассматривать книги, уже подклеенные ребятами из его же звена. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?» — и уходит, не проявив никакого беспокойства по поводу плохой работы своих товарищей.

Задача воспитателя — представить дело, которое выполняет каждый ребенок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они вместе отвечают за конечный результат.

В процессе совместной деятельности могут возникать затруднения, вызванные разными причинами: слабыми умениями детей, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением участников к делу и т. д. Дошкольники не всегда правильно осознают, отчего произошла задержка в работе, поэтому их претензии к товарищам бывают необоснованными. Применяемые детьми средства воздействия на нерадивых, с их точки зрения, участников могут быть как положительными (взаимопомощь, показ, совет), так и отрицательными (ссоры, обиды друг на друга). Если дети не будут знать правильных способов воздействия на товарищей, то любое затруднение в процессе совместного труда может привести к отрицательным поступкам. Воспитатель должен регулировать возникающие ситуации, помогать детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым проявлению положительного отношения к сверстникам.

Ниже приводится описание приемов, с помощью которых воспитатель регулирует совместную деятельность детей и взаимоотношения между ними.

Иногда дошкольники, распределяя между собой задания, не учитывают трудоемкости операций, и это обнаруживается только в ходе работы. Воспитатель дает совет, как надо наладить работу, чтобы никто не простаивал, чтобы у каждого участника задание оказалось примерно равным. Педагог обосновывает правильность такого перераспределения и с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Не по-товарищески стоять и ждать, если кто-либо из ребят не справляется с делом. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу». На конкретных примерах дети учатся поступать в соответствии с правилами морали. Они не просто выполняют работу товарища, но включаются в нее для того, чтобы добиться успеха.  
Читайте также:

  • Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы
  • Урегулирование отношений между участниками
  • Соревнования на скорость при выполнении работы
  • Методика руководства коллективным трудом детей
  • Методические приемы, направленные на регулирование общения детей в процессе …
  • Просмотрено: 207 раз 26 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий