Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление трем — пяти участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности.
Выполнение своего задания как части общего дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, а это в свою очередь создает возможности для осознания пользы и значимости объединения в труде («Чего один не сделает — сделаем вместе»), для воспитания чувства коллективизма («Мы все вместе работали», «Вместе поработали — много дел успели выполнить» и т. д.). Ребенок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свое задание каждый.
В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников.
Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими результатами выявляются только по окончании всей работы. В этом плане большая роль отводится обсуждению воспитателем общих итогов труда: «Вместе поработали — вместе кукольный уголок убрали», «Все вместе собрали урожай редиски с грядки» и т. п.
При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали ее приблизительно одновременно. Если кто-либо из ребят отстает, воспитатель организует ему помощь и разъясняет: когда трудятся вместе — всегда помогают друг другу.
Важно, чтобы к концу пребывания в группе дети приобрели достаточный опыт работы звеном. Только при этом условии они будут подготовлены к организации коллективного труда в старшей группе.
В средней группе вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям. Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определенный срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство — это обязанность ребенка.
Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия. Поэтому организация дежурств принимает вид труда рядом: за каждым столом — один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).