Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Труд имеет ярко выраженную общественную направленность, а форма его организации позволяет ставить детей в ситуации, когда необходимо проявить коллективистические взаимоотношения. Такие взаимоотношения регулируются нравственными нормами, которые дошкольники не только усваивают, но и учатся применять осознанно, творчески.
Содержание труда имеет большое значение для воспитания личностных качеств (например, чувства ответственности), положительных взаимоотношений. В связи с этим педагог должен продумать, как обогатить, усложнить и эмоционально окрасить каждый вид труда, чтобы он стал источником нравственного воспитания.
Определенными возможностями в этом отношении обладает хозяйственно-бытовой труд. Во-первых, он позволяет естественно и доступно вводить общественную мотивацию, во-вторых, позволяет ребенку видеть результат. В процессе этого труда дети приучаются заботиться о других людях, оказывать необходимые услуги, проявлять самостоятельность и инициативу, ответственность. Однако весь комплекс положительных особенностей становится действенным лишь при условии внимания педагога к содержанию и организации труда.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у части детей пропадает интерес к хозяйственно-бытовому труду. Происходит это потому, что определенными необходимыми навыками они уже овладели. Дети выполняют все необходимое: моют игрушки, убирают постели, стирают кукольное белье и т. д., но делают это зачастую без инициативы и интереса.
Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей: пользоваться пылесосом при уборке группы, самостоятельно пришивать пуговицы на одежде, наволочках, делать мелкий ремонт кукольной и своей одежды и т. д. Усложнение может идти и по линии нового места приложения уже отработанных навыков. Например, дети старшего возраста могут помочь вытереть пыль в младшей группе. Его усложнение в разумных пределах повышает интерес детей и способствует формированию чувства ответственности, самостоятельности и инициативы.
Для воспитания коллективных взаимоотношений важно, чтобы труд вызывал у детей общие переживания, объединял их единой общественно значимой целью.
Читайте также:
Просмотрено: 350 раз 23 августа 2010