Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде важная педагогическая задача в работе с детьми пятого года жизни. Недостаточное внимание к этому вопросу может привести к задержке в нормальном развитии коллективных взаимоотношений. Дело в том, что некоторые дети, не умея оказать помощь, начинают сами выполнять работу за своего товарища, который уже имеет определенные навыки и хотел бы проявить самостоятельность. Вмешательство же в свою деятельность он воспринимает не как доброжелательное стремление помочь, а как посягательство на самостоятельность. Это вызывает недовольство ребенка. Воспитателю следует, с одной стороны, научить оказывать и предлагать помощь, а с другой — рассказать ребенку, как нужно принимать помощь или тактично от нее отказаться.
Педагогу важно знать, какие представления о взаимопомощи сложились у детей. Для выяснения этого дошкольникам предлагается несколько ситуаций, предполагающих разные решения в зависимости от сформированных у них представлений. «Все дети собираются на прогулку, а тебя воспитатель попросил быстро и хорошо убрать игрушки. Хотел бы ты, чтобы тебе помогли дети, или все сделал бы сам?» — спрашивает педагог. Или: «Посмотрите на картинку. Девочка стирает куклам платье, а мальчик стоит рядом. Что он хочет сделать? А что бы сделали вы?»
Подобных ситуаций воспитатель может предложить несколько, использовав конкретные случаи из жизни группы. После выяснения представлений он наблюдает за детьми в повседневной жизни, во время выполнения ими трудовых поручений. Это дает возможность понять, на что следует обратить внимание, как формируются взаимоотношения между детьми, как планировать индивидуальную работу с детьми и общую работу со всей группой.
Общая работа заключается в такой организации совместной трудовой деятельности дошкольников, когда они сталкиваются с необходимостью вступать во взаимоотношения, требующие проявления взаимопомощи. Постепенно они приучаются устанавливать такие отношения по собственной инициативе.
Если ребенку дается задание, которое одному выполнить трудно, то важность взаимопомощи осознается им быстрее. Воспитатель преднамеренно ставит его в такую ситуацию: «Галя, пожалуйста, быстро разложи детям на столы кисточки и конверты с цветной бумагой». Ребенок пытается выполнить задание самостоятельно, но обнаруживает, что ему тяжело, что он не может сделать это быстро. Тогда воспитатель предлагает обратиться за помощью к товарищу. Анализируя деятельность детей, педагог подчеркивает: «То, что трудно сделать одному, значительно легче сделать вместе с товарищами». Так, в реальной ситуации дети познают значимость отношений взаимной помощи.
Читайте также:
Просмотрено: 261 раз 23 августа 2010