Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Как и в младшей группе, работу с детьми пятого года жизни можно начать с беседы, позволяющей выявить представления детей о значимости труда взрослых («Зачем трудятся твои родители, окружающие тебя люди?», «Какую пользу приносит их труд окружающим людям?» и т. п.), о взаимопомощи («Нужно ли помогать своим товарищам, родителям, окружающим людям?», «Почему нужно помогать?» и т. п.), о бережном отношении к результатам труда («Как нужно относиться к труду взрослых, сверстников?», «Что значит бережно относиться к труду людей?» и т. п.), о добросовестном отношении к труду («Что значит честно относиться к труду, быть трудолюбивым?»). Уже постановка этих вопросов вызовет интерес к знанию, заставит задуматься, обратить внимание на окружающую трудовую жизнь, вызвать определенный интерес к тому, о чем будет рассказывать воспитатель.
При отборе произведений для этической беседы важно, чтобы они отражали как положительные, так и отрицательные стороны поведения человека. Сравнение положительного и отрицательного (трудолюбивый человек приносит пользу, радость людям, ленивый — горе и т. п.) для развития нравственного сознания ребенка является существенным фактором. Положительное и отрицательное особенно ярко представлено в сказках. Такие сказки, как «Колосок» (украинская), «Просяное зернышко» (корейская) и др., способствуют воспитанию интереса к труду, желанию трудиться, формированию представлений о трудолюбии и лени, о том, что лень, недобросовестное отношение к труду наказываются.
В беседе с детьми по данным сказкам воспитатель может задать вопрос: «Почему петушок Голосистое горлышко не угостил мышат пирогами?», затем предложить детям рассказать о том, какими были мышата Круть и Верть, каким был петушок, спросить, кто им больше понравился и почему. Было ли стыдно мышатам за то, что они не помогали петушку? Если дети отвечают, что мышатам не было стыдно, потому что они лентяи, педагог возражает детям: «Я думаю, что им было стыдно. Вспомните, как спрашивал их петушок: «Кто нашел колосок? А кто колосок обмолотил? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил, дрова носил? А кто печь топил, пироги пек?» А мышата отвечали ему все тише и тише, стыдно им было, и наконец они вышли из-за стола. Но петушок хорошо проучил мышат, не угостил их пирогами. В следующий раз они обязательно будут помогать ему. Они же поняли, что плохо поступили».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» повествует о доброй, трудолюбивой Машеньке. У детей формируются представления о том, что только благодаря своей доброте, трудолюбию Машенька спасла Ванюшку от гусей-лебедей. Можно спросить: «Почему печка, яблоня, река помогли Машеньке?» У детей среднего дошкольного возраста еще не выработаны прочно моральные представления, поэтому воспитатель сам показывает им привлекательность доброты, трудолюбия и т. п.
Юмористические стихи К. Чуковского «Федорино горе» также раскрывают перед детьми понятие трудолюбия. Дошкольники начинают понимать, что лень наказывается. Они узнают, что значит быть аккуратным. Прочитав эти стихи, можно спросить детей о том, почему вещи убежали от Федоры.
Проект виллы в Болгарии — обновления в каталоге, новая база данных, а также инвестиции, услуги строительства, новости, юридические аспекты, менеджмент.
Читайте также:
Просмотрено: 285 раз 19 августа 2010