Формирование произвольного поведения на занятиях в средней группе

В средней группе перед воспитателем стоят ответственные задачи: формировать у детей произвольное поведение на занятиях, т. е. умение сосредоточить свое внимание на указаниях и пояснениях пед

В средней группе перед воспитателем стоят ответственные задачи: формировать у детей произвольное поведение на занятиях, т. е. умение сосредоточить свое внимание на указаниях и пояснениях педагога, руководствоваться введенными правилами, следовать им в своей деятельности.

По-прежнему воспитатель продолжает формировать у детей активность. Но если в младшей группе эта активность была большей частью внешней, побуждалась игровыми приемами, развлекательными моментами, то в средней группе уже появляется возможность ставить перед детьми задачу, требующую сосредоточенности, обдумывания, привлечения имеющихся знаний для проведения сопоставления, обобщения и т. д. Формирование любознательности, познавательных интересов является одним из наиболее важных условий для развития у детей способности к волевому усилию, умственному напряжению. Трудно поставить перед ребенком познавательную задачу, требующую напряжения памяти, сосредоточенности, если у него не сформирован интерес к знаниям. У такого ребенка не возникнет желания решать задачу, так как она не интересует его.

На протяжении учебного года воспитатель формирует у детей умение заниматься, т. е. внимательно слушать разъяснение, указание, запоминать их, прилагать усилия для обдумывания ответа, получения результата. На занятиях, как и в младшей группе, необходимо определять, почему ребенок не отвечает на вопрос или не достигает результата, соответствующего предъявляемым требованиям. Но если в младшей группе педагог стремился предупредить ошибку, повторяя вопрос, помогая ребенку ответить, то в средней группе он не спешит со своей помощью. Хотя те приемы и имеют место, к ним присоединяются другие, нацеленные на формирование у детей нравственно-волевых качеств. Поэтому воспитатель, побуждая детей к ответу, стремится сосредоточить их внимание на предлагаемом вопросе:

— Сейчас я задам вам вопрос. Послушайте внимательно. Кто будет внимателен, тот сможет на него ответить.
Или вместо того, чтобы повторить ребенку вопрос, на который тот не может ответить, предлагает:
— Кто напомнит вопрос?
Воспитатель учит детей заниматься в окружении сверстников, обращать внимание на их ответы. Он часто предлагает:
— Давайте послушаем, что хотела бы сказать нам Лена. Кто ответит после нее? Поднимите руку.

Так педагог привлекает внимание детей к своему вопросу, ответу сверстника, приучает отвечать только после его разрешения, вводит правило: кто хотел бы ответить, должен поднять руку.

Не следует категорично требовать от детей выполнения этого правила: нередко ребенок нарушает его из-за активного отношения к вопросу педагога, ярко выраженного желания принять участие в обсуждении предложенной темы. В таких случаях детям разъясняется, что это правило поможет всем выслушать каждого выступающего, помочь ему, если он будет затрудняться в ответе, исправить его ошибку.

Посетить летом Иссык-Куль 2016 южный берег и все местные достопремичательности.

Развитие и воспитание дошкольников