Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде В ходе таких игр дети в занимательной и эмоциональной форме упражняются в совершении действий, соблюдении их последовательности, учатся достигать результата. В дидактических играх с куклами, олицетворяющими образ человека, действия детей становятся социально мотивированными: надо помочь кукле накрыть стол к обеду, позаботиться о том, чтобы у куклы в комнате был порядок, и т. д. Здесь успешно реализуется желание детей быть похожими на взрослых: ухаживать за другими, помогать, выполнять разные дела. Одновременно воспитывается аккуратность, бережливость в обращении с вещами, формируются положительные качества (заботливость, дружелюбие).
Игры типа «Танечка проснулась», «Угостим Таню чаем», «Пойдем с Таней гулять», «Научим куклу Таню убирать кубики» и др. воспитатель проводит с подгруппой детей или со всей группой. Малыши по ходу событий поочередно выполняют новое действие или повторяют уже знакомое. Совершая ряд последовательных действий, объединенных одной ситуацией, они осваивают и некоторые трудовые процессы, например: одевание, раздевание, смывание, дежурство по столовой (со второй половины года), мытье игрушек. В каждой игре воспитатель показывает будущий результат труда, действия и порядок их выполнения. Например, педагог учит детей накрывать стол к завтраку или обеду во время игры «Угостим куклу Таню». Он показывает сервированный стол. Вместе с детьми рассматривает посуду, порядок ее расположения, уточняет назначение используемых предметов. После этого дети учатся сервировать стол, расставляя игрушечную посуду.
Упражнять малышей в соблюдении порядка действий можно и с помощью карточек, на которых изображена посуда. Раскладывая карточки на столе, дети проговаривают каждое действие, отмечают последовательность его выполнения. Опора на наглядность в игре помогает ребенку справиться с реальной работой, т. е. накрыть стол к завтраку в группе. Кроме того, опора на наглядность позволяет малышу учиться самому проверять и отмечать, что уже сделано и что еще надо выполнить. Первоначально контроль осуществляется с помощью взрослого. Он задает ребенку вопросы: «Ты поставил тарелку? Посмотри, что нужно сделать дальше». Если малыш затрудняется ответить или ошибается, педагог обращает его внимание на картинки и помогает сравнить требуемое с тем, что уже осуществлено.
При выполнении трудового процесса нужно направлять усилия ребенка на получение промежуточных результатов. Но для этого воспитатель должен наметить промежуточные цели действий. Например, при подготовке стола к обеду таких целей четыре: поставить хлебницу, салфетницу, расставить тарелки, разложить ложки.
Читайте также:
Просмотрено: 287 раз 30 июля 2010