Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. Если дежурный по столовой занят достаточно, то дежурные по подготовке к занятиям нередко остаются без дела. Например, первое занятие — слушание сказки, второе — музыкальное, которое проводится в зале. При таком положении лучше вообще не назначать дежурных или дать им конкретное задание: заранее пойти в зал (по договоренности с музыкальным руководителем), расставить стульчики, подготовить атрибуты для пляски и т. д.
В старших группах используются все три формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы. Формируя новые навыки, воспитатель, так же как и в средней группе, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его).
Кроме того, в старших группах вводятся длительные индивидуальные поручения: в течение определенного времени дети ухаживают за посаженными растениями или поддерживают порядок в книжном уголке, в месте хранения игрушек, на участке и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.
Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, в старшей группе становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.
Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требование к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность.
Общие поручения иногда принимают характер совместной деятельности. Ее отличительной особенностью является наличие ряда последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например, первый ребенок достает игрушки с полки и ставит на стол, второй протирает их от пыли, третий убирает на прежнее место. Или первый ребенок снимает с кукол белье, второй стирает, третий поласкает и вешает на веревочку, четвертый надевает на кукол чистое белье. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга: пока игрушка не будет чистой — ее нельзя ставить на место; пока белье с куклы не будет снято — его нельзя стирать и т. д. Качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища: при обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников трудовой деятельности.
Возникает необходимость учета трудоемкости каждой операции: так, протереть полку от пыли легче, чем переодеть куклу; вымыть растение сложнее, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время и объем работы каждого ребенка, следует наиболее сложную операцию поручать двум-трем детям. Например, трое ребят стирают кукольное белье, один полоскает, затем все вместе развешивают его, а потом высушенное надевают на кукол.
Читайте также:
Просмотрено: 182 раз 26 июля 2010