Наблюдение дошкольников за насекомыми

Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естес

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

Уже с детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий ― небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.

Наблюдения ведутся в той же последовательности, что и при знакомстве с представителями предыдущих классов: важно сначала познакомить ребят с особенностями внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного представителя этого класса, подчеркнуть общие и отличительные признаки.

Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых ― ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).

Правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.

Во время прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют ― бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка ― небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки ― нежные, хрупкие, покрыты пыльцой и за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой, обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую ― на желтом.

Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.

Иногда дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель предлагает рассмотреть ноги насекомых через лупу. Дети удивляются: «Такие маленькие, а так много ног. У птичек бывает две лапки, у кошек ― четыре, а у жука и бабочки ― много». Воспитатель подтверждает высказывания детей ― у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассмотрели усы жука и бабочки, отметили, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливали различие и в передвижении этих насекомых: «Бабочка не ползает, а жук ползает и летает».

Примерно по такой же методике уточняются представления детей о других насекомых. Хорошо знакомое детям насекомое целесообразно сравнить с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых.

Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная голова, длинное тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.

Затем педагог подчеркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи ― выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

В подготовительной к школе группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно брать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.

Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, можно поставить новую задачу: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных.

Как может проходить такое наблюдение?

Показывая двух насекомых, воспитатель просит назвать их. «Это жук, а это божья коровка», ― отвечают дети. На вопрос «Можно ли божью коровку тоже назвать жуком?» некоторые ошибочно отвечают: «Нет» («У нее крылья другого цвета», «У божьей коровки на крылышках точки», «Она маленькая»). Дети правильно перечисляют характерные особенности каждого насекомого, но найти сходство между ними они затрудняются. Ситуация заставила воспитателя использовать другой прием, который подвел детей к точному обобщению: для сравнения был внесен третий объект, уже знакомый детям, ― бабочка. «Кто больше похож, бабочка я майский жук или жук и божья коровка?» ― спрашивает педагог детей. Они оживились: «Жук и божья коровка больше похожи, а бабочка совсем не похожа, у нее другие крылья, они мягкие». Дети находят и другие признаки сходства сравниваемых насекомых: «Жуки умеют летать и ползать, а бабочка не умеет ползать».

Воспитатель снова ставит перед детьми тот же вопрос: «Можно ли назвать божью . коровку жуком?» Дети отвечают: «Можно». Педагог помогает выделить во внешнем строении жуков признаки сходства, главным из которых является наличие крыльев и надкрыльев.

В процессе наблюдения за насекомыми воспитатель постепенно усложняет задания: определить среду обитания; найти зависимость способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе данного насекомого; классифицировать насекомых, выделить общие и специфические признаки, присущие данному представителю.

Такое постепенное усложнение программного материала способствует формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.

Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Целесообразно использовать логические задачи двух типов: «Закончи рассказ воспитателя», «Найди ошибку и исправь ее». Приведем примеры.

Воспитатель рассказывает: «Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают рассказ: «Муравьи прячутся зимой под муравьиной кучей в земле. Там им тепло»; «Я ― жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок ― в земляной норке»…

Педагог предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти, в нем, ошибку: «Жили-были две бабочки-подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. «Наверное, она заболела, ― решила бабочка, ― надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу-ка я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке». Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».

В результате решения таких логических задач у детей вырабатывается внимательное, заинтересованное отношение к природе, стремление узнать что-то новое о животных, научиться охранять их и помогать им.  
Читайте также:

  • Ознакомление дошкольников с насекомыми
  • Насекомые летом
  • Ознакомление дошкольников с пресмыкающимися
  • Использование приема сравнения при ознакомлении дошкольников с животными
  • Животные уголка природы
  • Просмотрено: 2639 раз 16 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий