Наблюдения за земноводными и пресмыкающимися

Самыми распространенными из земноводных пресмыкающихся почти в любой местности являются лягушка (прудовая, травяная) и ящерица (прыткая). Жизнь этих, с первого взгляда, непривлекательных жи

Самыми распространенными из земноводных пресмыкающихся почти в любой местности являются лягушка (прудовая, травяная) и ящерица (прыткая). Жизнь этих, с первого взгляда, непривлекательных животных интересна для наблюдений детям, начиная с самого раннего возраста. «Земноводные прекрасный материал для возбуждения у детей любознательности и для познания процессов жизни в живой природе. Нужно только привлечь внимание ребенка и взрослых «на сказку», совершающуюся у нас на глазах, наяву: икринка становится рыбообразным подвижным существом с жабрами, затем появляются ноги и исчезают жабры, головастик переходит с жаберного на легочное дыхание, с растительной пищи на животную, хвост у него укорачивается и исчезает, оформившийся лягушонок выходит на сушу. Перед наблюдателями наземное четвероногое.

Не менее интересен показ оборонительной реакции у жерлянок. Прыгающую на земле жерлянку потрогать прутом. Черный лягушонок опрокидывается на спину, выпячивает и надувает брюшко, ярко расцвеченное красными разводами. Это отпугивающая окраска».

Лягушка хорошо знакома уже малышам. Она персонаж известных сказок, мультфильмов. Однако дети 34 лет, зная название этого животного, узнавая лягушку на картинках, часто не могут рассказать о самых характерных ее особенностях, при встрече пугаются, своими действиями могут причинить ей вред. Специальные занятия по ознакомлению детей младшей группы с земноводными не проводятся, но на прогулке целесообразно понаблюдать зa внешним видом и некоторыми особенностями поведения лягушки. Воспитатель помогает детям ответить на вопросы: «Какая лягушка? Как она передвигается? Какие издает звуки?» Малыши узнают, что лягушки бывают зеленые, они прыгают и квакают. Педагог объясняет, что лягушку не надо бояться, она не причиняет никакого вреда людям. Показывает, как можно взять в руки это животное. На некоторое время можно поместить лягушку в террариум детского сада и затем выпустить ее на свободу. Пока животное находится в уголке природы, детям можно предложить отдельные трудовые, поручения: положить в террариум свежей травы, налить воды. Так у малышей появятся первые представления об элементарной ответственности за животное, которое живет в уголке природы.

В средней группе наблюдения за земноводными становятся более систематичными.

Во время прогулки в лес детям предоставилась возможность рассмотреть травяную лягушку. Воспитатель заранее выбрал место, удобное для наблюдения: на опушке леса, недалеко от реки трава была влажная, очевидно раньше местность была заболочена. Педагог обратил на это внимание детей. Дети обрадовались, увидев нескольких лягушек. «Какого они. цвета? Что делают? Вспомните, где еще живут лягушки», задавал вопросы воспитатель. После нескольких ответов детей уточнил, что живут эти животные у воды и на суше везде, где почва сырая; лягушка зеленого цвета; ловко прыгает и громко квакает.

Можно обратить внимание детей на яркие характерные особенности внешнего вида лягушки: на голове круглые выпуклые глаза, 4 лапки 2 короткие, 2 длинные, это помогает лягушке хорошо прыгать. Если поместить лягушку в таз с водой, дети увидят, как хорошо она плавает.

Уточнить и углубить знания детей об этом земноводном помогают вопросы: «Как передвигается лягушка в воде? А на земле? Почему она хорошо прыгает? Чем питается?»
Дети среднего дошкольного возраста уже могут самостоятельно выполнять трудовые поручения в уголке живой природы, поэтому земноводных оставляют в нем на более длительное время, чем в младшей группе.

Детей пятого года знакомят с ящерицей. Во время прогулки в сухом месте у старого пня можно обнаружить жилище ящерицы. Поймать ее гораздо труднее, чем лягушку, но, если это удается, ребята с интересом ведут наблюдение. Прежде всего воспитатель обращает- внимание на внешний вид ящерицы, ее движения. Дети отмечают, что она быстро бегает, прячется в разные незаметные места, залезает под кору пня. Педагог рассказывает, что ящерица питается насекомыми.

После наблюдения, проведенного в естественной обстановке, целесообразно рассмотреть это пресмыкающееся на картинке. Статичное изображение поможет лучше выделить его характерные особенности: длинное тело, хвост, короткие ноги.

В средней группе можно начать уже систематические наблюдения за черепахой. Первое общее знакомство лучше проходит на занятии. Дети садятся небольшим кругом, в центре которого сооружается заборчик из крупного строительного материала. Сюда воспитатель и помещает черепаху. Дает время рассмотреть животное, затем спрашивает: «Чем покрыто тело черепахи? Зачем нужен ей панцирь? Как черепаха передвигается? Чем она питается?» Дети придумывают черепахе имя, кормят ее, помогают воспитателю ухаживать за животным.

С детьми старшего дошкольного возраста предметом наблюдения могут быть характерные особенности внешнего вида и передвижения лягушки, ящерицы, черепахи как представителей определенного класса животных:

  • лягушка может передвигаться как по суше (прыгает), так и в воде (плавает); тело ее покрыто голой кожей; питается насекомыми; головастики живут в воде, лягушка на суше;
  • ящерица быстрое, прыткое животное, легко бегает; длинное тело покрыто жесткими роговыми чешуйками; слышимых звуков не издает; хвост помогает ей менять направление движения;
  • черепаха медлительное неповоротливое на суше животное, хорошо плавает; тело покрыто твердым панцирем; лапы короткие, сильные; питается травой.

Уделив особое внимание непосредственному наблюдению земноводных и пресмыкающихся, педагог должен знания дошкольников уточнить и закрепить, использовав для этого такие формы работы, как беседы, чтение книг о животных, творческое рассказывание, труд в уголке природы.

Наблюдения за
земноводными и пресмыкающимися продолжаются в повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста довольно легко устанавливают связь между особенностями передвижения, и строения конечностей животных.

Воспитатель поймал лягушку и ящерицу, и дети рассматривают их. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Почему ящерица бегает, а лягушка прыгает?», а затем сравнить конечности этих животных: «Посмотрите, какие лапки у лягушки, А у ящерицы?» Дети обратили внимание, что у ящерицы все конечности одинаковые, а у лягушки разные: передние короткие, а задние длинные. Сделали правильный вывод: поэтому ящерица быстро бегает, а прыгать не умеет.

Предметом интересного наблюдения могут быть и особенности передвижения животных в разных условиях.

Дети подготовительной группы наблюдают, как двигается черепаха на суше и в воде, как плавает и прыгает лягушка. Рассматривая задние лапы лягушки, обращают внимание на перепонки между пальцами, связывают это с умением лягушки плавать.

Поместив в таз с водой лягушку, педагог предоставил детям возможность посмотреть, как она передвигается. Ребята замечают: «Лягушка задними ногами загребает воду: у нее перепонки между пальцами; ей удобно загребать воду».

Чтобы обратить внимание на то, что разные животные по-разному плавают, воспитатель задает детям вопрос: «Так ли плавают рыбы, как лягушки?» «У рыбы ног нет, она плавниками загребает воду и хвостом помогает… отвечают ребята. Хвостом в стороны виляет, а плавниками вперед и назад…»

«А есть такие животные, которые и плавают, и бегают, и ползают?» интересуются дети.
«Я расскажу вам о таких животных», обещает воспитатель.

Таким образом, в процессе наблюдения дети не только получили дополнительную информацию о животных, но и возник интерес к ним, желание узнать что-то новое.

Развитие и воспитание дошкольников