Первая группа (первый год жизни). Уже на первом году жизни дети начинают останавливать свой взгляд на окружающем и понимать речь. С этого возраста и необходимо обогащать ребенка доступными для него впечатлениями, что будет способствовать развитию анализаторов, а в будущем и речи.
С 5―6 месяцев у детей растет интерес к окружающему. Животные раньше и чаще, чем другие объекты, привлекают их внимание своими движениями и голосами.
С 9―10 месяцев детей упражняют в различении и узнавании имеющихся вблизи животных, воспитывают интерес к ним. Занятия проводят с каждым ребенком отдельно. Основной способ ознакомления ― показ животного. Ребенка подносят к животным (кошке, собаке, цыплятам) и, когда он смотрит на объект, называют его: «кошка», «кислкис».
На последующих занятиях для упражнения в различении и узнавании животного ребенка подносят к животному и спрашивают: «Где кошка (собака, цыпленок)?»
Еще позднее детям, не поднося их к объекту, предлагают: «Покажи кошку». Ребенок должен отыскать животное взглядом или показать рукой. Для этой же цели используют картины с изображениями животных или игрушки. Воспитатель кладет перед ребенком несколько игрушек (кошку, собаку) и предлагает: «Найди кошку» или «Покажи кошку».
С 10― 11 месяцев детям можно показывать картинки с некоторыми пояснениями, например: «Это кошка, она молоко ест» или «Это цыпленок, он зернышки клюет».
Вторая группа
(второй год жизни). На втором году, когда дети начнут запоминать слова, можно уже в целях развития речи и ориентировки в окружающем формировать элементарные представления о животных (внешний вид, движения, голос).
От детей до 1 года 6 месяцев требуют умения узнавать и показывать животных в натуре и по картине. С 1 года 6 месяцев дети должны показывать на игрушках органы животных: ноги, хвост, глаза, уши. Занятия проводят индивидуально и с небольшими группами ― по 4―6 ребят, а в конце второго года ― по 8― 10. В этих целях, давая детям игрушку или картинку, воспитатель называет животное и останавливает их внимание на его органах.
Показывая кошку, собаку, кур, кролика на улице или в комнате, обращают внимание детей на движения животных (ходит, бежит, прыгает), а также на издаваемые ими звуки; некоторые из них воспроизводят.
После наблюдений проводят игры на подражание звукам и движениями животных. Ребенку предлагают отыскать картину с изображением животного, которое называет воспитатель, и сказать, как оно передвигается и кричит.