Закрепить название растений и знания детей о них. Учить умению протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус, ухаживать, поливать, протирать листья.
Подготовка к занятию. На клеенки расставить растения с плотными кожистыми листьями так, чтобы к каждому можно было свободно подойти. Рядом с каждым растением положить две-три влажные тряпочки, в зависимости от того, сколько детей будет протирать листья. В стороне полукругом расставить стульчики, перед ними поставить растение.
Ход занятия. Дети сидят на стульчиках. Обращаясь к ним, воспитатель предлагает рассмотреть растение, назвать его (фикус), просит двоих-троих детей повторить название. Затем спрашивает, на что похож фикус, на дерево или на травку, какие у него листья, большие или маленькие, какого они цвета? Говорит детям: «Сережа и Нина, подойдите к фикусу и потрогайте (погладьте) листочки. Какие они? (Гладкие, блестящие.) Вот какой фикус вырос у нас -большой, похож на дерево, у него большие зеленые гладкие блестящие листья. А как мы будем ухаживать за фикусом и другими растениями? (Их надо поливать.) Сегодня мы поучимся протирать листочки. Возле каждого растения лежат тряпочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру его снизу (одновременно с объяснением воспитатель показывает приемы работы). Посмотрите, какой он стал чистый! А теперь все заверните рукава, подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья».
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, в необходимых случаях показывает, как надо делать. В конце занятия предлагает всем подойти к растению и посмотреть, как чисто вымыты листья, как они теперь блестят. Воспитатель отмечает хорошую работу детей, подчеркивает, что они теперь будут не только поливать растения, но и протирать их листья.
Через две-три недели проводят такое же занятие повторно (для закрепления полученных детьми навыков). Его можно несколько разнообразить, например рассматривать растение, листья которого другой формы (например длинные у кливии), закрепить это название. Полученные на этих занятиях знания и умения применяются при организации коллективного труда во вторую половину дня. Для этого
одним детям предлагают протирать листья растений, другим поливать их. К этому виду ухода привлекаются все дети по очереди.
В конце года проводят занятие по ознакомлению детей с растениями. На этом занятии обобщаются и уточняются знания о некоторых растениях и уходе за ними. Для занятия следует выбрать два вида хорошо отличающихся друг от друга растений; одно из них должно быть цветущим.