В старшей группе расширяются и обобщаются представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; их учат различать съедобные и ядовитые грибы и травянистые растения; упражняют в различении частей растений; формируют понятие о культурных и дикорастущих растениях; о лесе, луге, поле; знакомят с трудом людей в парке, поле, на лугу; воспитывают любознательность, любовь, бережное отношение к природе. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. Продолжая наблюдения за движением солнца весной и летом, дети отмечают удлинение дня и потепление ―день длинный, солнце долго светит, становится жарко.
Ежедневно на прогулке воспитатель обращает, внимание на небо (безоблачное, с облаками, тучами). Наблюдая дождь, дети устанавливают, что он идет из туч. Можно загадать загадки:
«Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе».
«Меня часто зовут, дожидаются,
А приду ― от меня укрываются».
Для обогащения представлений о водоеме с детьми старшей группы, как и средней, проводят экскурсии к реке, озеру или пруду. Если у водоема дно мелкое и песчаное, дети могут снять обувь, побродить по нему, пустить в воду лодочки или палочки, чтобы по их движению определить, в какую сторону течет вода.
На берегу организуют игры с водой и песком (устройство запруд, сооружение построек из песка), сбор камешков и игры с ними (разложить их по величине, цвету; бросать камешки разной величины в воду и наблюдать за появлением на ее поверхности кругов).
Ознакомление с явлениями в живой природе. Сбор ягод ― одно из любимых занятий детей. Когда начнет поспевать земляника, их приводят на то место в лесу, где они видели в прошлую экскурсию ее цветки. Найдя спелые плоды, следует показать их всем детям, предупредив, что собирать можно только красные ягоды, оставляя на кустике белые и зеленые.
Во время отдыха дети рассматривают кусты земляники, вспоминают, какие были на них цветки. Хорошо прочитать стихотворение Е, Трутневой «Земляника.
На прогалинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка-невеличка
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал над ней.
У нее сосед веселый ―
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей да крупней,
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Нужно выкопать 2―3 кустика земляники, чтобы посадить на земельном участке детского сада, а осенью перенести в уголок природы.
На одной из экскурсий в начале лета слушают с детьми пение птиц в лесу.
В конце лета проводят экскурсию в лес, во время которой собирают грибы. Воспитатель называет грибы, которые употребляют в пищу, обращает внимание на окраску и форму гриба, учит, как надо их собирать: не выдергивать, отламывать ножку около земли, как отличать съедобные грибы от ядовитых.
Собранные грибы сортируют по видам (белые, маслята, сыроежки и др.) и раскладывают в разные кучки или корзины. После рассмотрения внешнего вида грибов дети повторяют их названия. Затем проводится игра «Узнай гриб по описанию». Кто-нибудь из детей закрывает глаза или поворачивается спиной к играющим. Воспитатель берет гриб и описывает его: «Ножка толстая, шляпка светло-коричневая, растет в лесу под елкой». Отгадывающий должен назвать гриб, остальные проверяют его. По этому образцу одни дети по очереди загадывают грибы, другие отгадывают.
С ядовитыми растениями детей лучше познакомить по картинкам. На экскурсии или на прогулке показать растения, рассказать об опасности соприкосновения с ними, предупредить, что эти растения нельзя трогать руками.
На лугу надо приучать детей любоваться цветущими травами и без надобности не рвать их, собирать столько, чтобы рассмотреть растение или составить букет.
Воспитатель знакомит детей с травянистыми растениями, которые привлекают внимание красотой цветов, приятным запахом. Для активизации мышления полезно, называя растения, обращать внимание на связь названий некоторых растений с особенностями их, например: подорожник ―по дорогам растет, вьюнок ― вьется вокруг других трав и др. Рассматривая новое растение, воспитатель предлагает детям показать его части: стебель, листья, цветок, бутон, назвать окраску, запах цветка.
Для упражнения в различении растений проводят игру «Узнай по описанию» и др. Нужно обратить внимание -на те растения, которые закрывают свои цветы, складывают листья или поникают перед ненастьем или на ночь (клевер, одуванчик, вью-1юк, цикорий и др.).
На цветах луга дети встречают много насекомых. Нужно познакомить их с наиболее часто встречающимися жуками и бабочками, рассмотреть их, понаблюдать за передвижением по земле и в воздухе, рассказать о пользе насекомых, понаблюдать жуков и бабочек на тех растениях, которые они чаще посещают.
Когда начнется сенокос, детям показывают работу косилки, обращают их внимание на то, что она много срезает травы, которая ложится ровными рядами. Через 2―3 дня дети должны понаблюдать, как ворошат сено, сгребают его и складывают на автомашины.
Если есть трава на земельном участке детского сада, ее скашивают, дают детям маленькие грабли, чтобы они ворошили и сгребали в кучки сено, заготавливали его для кормления кроликов.
Позже на лугу можно послушать стрекотание кузнечиков, понаблюдать за их движениями, поймать насекомое и рассмотреть его задние ноги, установить связь движений кузнечика со строением его задних ног.
Беседы о луге, лесе и водоеме. Для уточнения представлений, полученных на прогулках и экскурсиях, проводят беседы о том, что дети видели на лугу, в лесу, на водоемах. При этом нужно использовать картины луга, леса, реки, натуральные объекты, собранные во время прогулок и экскурсий, а также маленькие карточки с изображением растений и животных.
Вот какие примерно вопросы можно задать в беседе о луге: что мы видели на лугу? Что мы делали на лугу? Какие цветы мы собирали на лугу? Покажи и назови собранные цветы. Каких животных мы видели на лугу? Что делали бабочки на лугу? Что делали люди на лугу? Чем косили траву? Зачем люди косят траву? В беседе можно использовать игровой прием, предложив детям назвать все зеленое (красное или желтое), что они видели на лугу, в лесу или у водоема.
Для закрепления знаний о растениях огорода, цветника, луга и развития наблюдательности проводят дидактические игры.
На различение растений по листьям организуют игру «Узнай, какого растения лист». Воспитатель рассматривает вместе с детьми листья огородных растений, обращая внимание на их поверхность
(гладкая, блестящая, шероховатая), форму (круглая и овальная), края (ровные, вырезные). После этого он раздает листья детям, которые должны подойти с ними к грядкам, сравнить их с листьями овощей, вернуться и сказать, на каком растении росли полученные листья. Таким же способом можно провести игру с листьями растений цветника, сада, луга.
Для различения растений по цветкам организуют игру «Угадай, какой цветок». Воспитатель берет цветки с двух-трех видов садовых или полевых растений, рассматривая их с детьми, называет их и дает каждому по цветку. Потом воспитатель описывает какой-нибудь цветок или загадывает загадку о нем и предлагает детям, у которых он есть, поднять руку и назвать растение.
В игре натуральные цветы лучше заменять карточками их с изображением.
Ознакомление детей с выращиванием растений. Для того чтобы дети получили представление о выращивании ржи (овса, кукурузы, пшеницы, льна), организуют несколько экскурсий в поле.
Одну из них проводят во время цветения ржи. Обращают внимание детей на величину, простор и красоту поля: смотрят, как ветер колышет рожь; сравнивают волны на поле с волнами на воде.
Следующую экскурсию организуют во время пожелтения ржи. Спрашивают детей: «Какого цвета были колосья на прошлой экскурсии? Какими они стали теперь?» Рассматривают несколько колосьев, находят в них зерна.
Обязательно проведение экскурсии во время жатвы. Рассматривают колосья, отмечают, что желтые твердые зерна в них ― признак созревания ржи; наблюдают, как комбайн жнет и молотит рожь, как выбрасывает солому и пустые колосья, как и куда ссыпает чистые зерна, кто им управляет. Там, где это возможно, первую экскурсию в поле целесообразно провести во время пахоты, посева.
В конце сезона проводится беседа о лете, которая строится так же, как и беседа о зиме.
Воспитание трудовых навыков. Дежурные продолжают уход за растениями и животными уголка природы, огорода и цветника. По состоянию почвы дети определяют необходимость поливки, рыхления. При поливке растений воспитатель следит за тем, чтобы дети хорошо смачивали землю. Время от времени их привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках и клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений.
Во время прополки, прореживания растений дети опираются на умение отличать культурные (овощные и цветочные) растения от сорняков.
Периодически, по мере развития растений, воспитатель со всеми детьми рассматривает грядки и клумбы, обращает внимание на особенности развития отдельных растений, подводит к установлению зависимости их роста и развития от света, тепла, удобрений, связывает состояние растений с уходом за ними.
На огороде дети отмечают несколько плодов на растениях огурцов и помидоров и особо оберегают их. Осенью эти семенники дети вскрывают и убеждаются, что в них выросли такие же семена, какие они сеяли весной.