Ознакомление детей старшей группы с природой осенью

Содержание программы. Расширить конкретные представления детей об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; установить последовательность некоторых уже и

Содержание программы. Расширить конкретные представления детей об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; установить последовательность некоторых уже известных детям явлений и связей между состоянием погоды и изменениями в жизни растений и животных, подвести к обобщению представлений в понятие «осень».

У детей воспитывается умение замечать красоту в природе. Продолжается формирование трудовых навыков (сбор урожая на своем огороде, дежурства по уходу за растениями и животными в уголке природы), воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

Ознакомление с неживой природой. Ежедневно перед выходом на прогулку или во время ее дети вместе с воспитателем определяют погоду-.(на небе солнце, облака, тучи, цвет неба, ветер или тихо, тепло, прохладно, холодно, идет дождь или снег).

Для определения, есть ли ветер, дети наблюдают за деревьями (качаются ли у них верхушки), используют флажки из бумаги или материи, вертушки.
Детей приучают на основе наблюдений над погодой намечать вместе с воспитателем свою деятельность на прогулке, отбирать нужные для нее игрушки, инвентарь.

Наблюдение за растениями. В начале листопада по поручению воспитателя дети собирают опавшие листья со знакомых деревьев, сравнивают их по цвету, форме, проводят игры с ними: «Узнай дерево по листу», «Заячий пирог» и др.

Осматривая клумбы с цветами, воспитатель предлагает детям сказать, что изменилось на клумбе, назвать знакомые им цветущие растения и показать их, провести игру «Узнай по описанию». При этом воспитатель называет высоту стебля, форму листьев, окраску и форму цветов.

Периодически, обходя с детьми участок или выходя за пределы его, воспитатель предлагает детям отметить изменения в жизни растений и животных; вопросами и пояснениями подводит детей к установлению последовательности в наступлении некоторых явлений природы и простейших наглядных связей между неживой и живой природой. Так, например, после заморозков и заметного похолодания, обходя участок, воспитатель обращает внимание детей на то, что стало с травой, цветами на клумбе, деревьями.

Беседа о работе дежурного в уголке природы (примерный конспект занятия)
Программный материал. Усвоение обязанностей дежурных по уходу за животными и растениями.
Оборудование для занятия. Два комнатных растения, аквариум с рыбой, клетка с птицей, лейка, корм для рыб и птиц, вода для поливки растений.

Ход занятия.
Воспитатель, Дети, вы начинаете дежурить в уголке природы. Сегодня я покажу вам, как это нужно правильно делать. Сначала ответьте на., вопросы: где у нас уголок природы? Что есть в нашем уголке природы? Что нам нужно взять, чтобы полить растения? Где стоит у нас лейка?
Дети последовательно отвечают на поставленные вопросы.

Воспитатель. Смотрите, как надо правильно поливать растения: лейку следует держать так, чтобы носик ее касался края горшка; лить воду надо постепенно: как только она дойдет до поддонника, поливку прекратить. (Показывает.) Коля, покажи, как поливать растения. Полей вот эту бегонию. (Коля поливает.) А ты, Лена, полей драцену. (Лена поливает.)

Теперь покормим рыбок. Где стоит у нас корм? Принеси его, Люба. Возьми на ложечку немного корма и насыпь его в кормушку. А вот у нас есть другой корм, это мотыль. Покажи его, Саша, всем детям. Рыбки очень хорошо едят этот корм. Смотрите, как нужно его брать. (Показывает.) Вова, дай три мотыля рыбкам. Катя, теперь ты покорми рыбок. Дай им тоже три мотыля. Витя, иди и ты покорми рыбок.

Кто еще живет у нас в уголке природы? Как называются наши птицы? .Чем мы будем их кормить? (Дети отвечают.) Лена, достань корм щеглу. Сейчас мы насыплем его в кормушку. Вот какая она чистая. Только в чистую кормушку надо насыпать корм. Валя, насыпь корм щеглу. Что мы еще должны дать щеглу? («Воду»,― отвечают дети.) Саша, налей воду в поилку.

Мы накормили птичек и рыбок, полили цветы. Так дежурные дети будут делать каждый день. Завтра дежурным назначается Толя. Скажи, Толя, как ты будешь кормить рыбок. (Толя рассказывает.) Вторым дежурным будет Лена. Скажи, как ты будешь поливать растения. (Лена рассказывает.) Третьим дежурным будет Миша. Скажи нам, как ты будешь кормить птиц. (Миша рассказывает.)

Дежурные поливают комнатные растения, протирают их крупные листья, приготавливают корм для животных (крошат овощи, приносят зерно, воду) и кормят их; моют кормушки и поилки; отливают и доливают воду рыбам.

На участке воспитатель привлекает детей к пересадке некоторых растений из цветника (гвоздика, астра, табак) в уголок природы, к сбору семян в цветнике, высаживанию в грунт луковиц тюльпанов и нарциссов.

На протяжении всего года воспитатель следит за тем, чтобы дети хорошо относились к животным и растениям, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца

Развитие и воспитание дошкольников