Педагогическая работа в детском саду

В записях о педагогической работе надо указывать детский сад, возрастную группу, фамилию воспитателя, дату, содержание детской деятельности. Можно рекомендовать следующую простую форму запи

В записях о педагогической работе надо указывать детский сад, возрастную группу, фамилию воспитателя, дату, содержание детской деятельности.

Можно рекомендовать следующую простую форму записи: лист тетради делится на две
части, в левой указывается дата, номер детского сада, излагается последовательный ход наблюдаемого (как педагогическая, так и административно-хозяйственная работа). В правой — фиксируются замечания, суждения инспектора по поводу наблюдаемого, отмечаются положительные и отрицательные факты, а также предложения воспитателям и заведующей. Правая сторона листа имеет основное значение для последующего анализа.

Могут быть и другие формы записей, удобные и целесообразные для инспектора. Но во всех случаях вести записи надо так, чтобы не нарушать течения педагогического процесса или деятельности заведующей.

Признавая большую ценность непосредственного наблюдения при обследовании, надо вместе с тем учитывать, что одного этого средства недостаточно, так как в короткое время нельзя проследить все многообразие, динамику, особенности воспитательной работы по возрастным группам.

Поэтому для наиболее полной картины состояния учреждения важно также изучение письменной документации: материалов о состоянии здоровья детей, планов, дневников воспитателей, детских работ, протоколов педагогических совещаний и родительских собраний, а также хозяйственных документов (см. главу V), тетради записей и предложений. Все это помогает углубить и расширить впечатления о данном детском саде.

Инспектор может дать задание заведующей, врачу (медицинской сестре), воспитателю подготовить документы, необходимые для проверки.

При изучении педагогической документации следует выяснить, в какой мере отражается в календарных планах воспитателей содержание всех разделов «Программы воспитания в детском саду», соблюдаются ли дидактические принципы последовательности, усложнения, доступности, повторности в сообщении детям того или иного возраста определенного программного материала. В дневниках воспитателя рекомендуется выявить усвоение программных требований детьми, их интересы, поведение, динамику развития.

Протоколы педагогических совещаний и родительских собраний дают возможность определить актуальность обсуждаемых вопросов в связи с состоянием воспитания детей в данном детском саду, интересами родителей и т. д.

Беседы, как метод инспектирования, помогают уточнить то, что осталось неясным в процессе наблюдения  и при изучении документации, позволяют восполнить то, что не удалось увидеть.

Содержание и характер бесед может быть различным. Это беседа-обсуждение с воспитателем, медицинской сестрой (ясельные группы) содержания и методики наблюдаемого педагогического процесса в данной возрастной группе в течение дня; беседа-анализ отдельного или нескольких видов деятельности детей, их результативности. Содержанием беседы могут быть и приемы воспитателя по организации детского коллектива, меры воздействия на отдельных детей, советы и предложения в целях помощи, уточнения и улучшения работы, выяснение затруднений, их причин.
В процессе бесед инспектор выявляет общую и педагогическую подготовленность воспитателя и медицинских сестер, знание ими особенностей детей, с которыми они работают; понимание «Программы воспитания в детском саду», знакомство с методической и детской литературой, с журналом «Дошкольное воспитание».

Беседы с воспитателем целесообразней проводить по окончании наблюдения его работы и просмотра документации, в отсутствии детей, по возможности при заведующей (в крупных дошкольных учреждениях с участием воспитателя-методиста). В любом случае эта беседа должна проходить в благожелательной, тактичной форме, включать серьезную, глубокую оценку и советы для улучшения качества работы и ни в коем случае не превращаться в административный разнос.

Развитие и воспитание дошкольников