Инспектор советует усилить индивидуальные формы общения с семьей, не допускать нетактичности или небрежного отношения к вопросам родителей.
В последующей беседе с воспитателем и заведующей инспектор должен быть готов дать полезный совет о тематике индивидуальных бесед; о том, как лучше провести ту или иную консультацию, как отвечать на вопросы, которые волнуют мать и отца. Инспектор рекомендует в беседе с родителями подчеркивать возможности дальнейшего развития их ребенка, исправления его поведения, необходимость установления единого подхода к ребенку в семье и в детском саду. В случае необходимости инспектор обращает внимание воспитателей и заведующей на то, что непедагогично беседовать с родителями при детях и т. д.
Особого внимания требует проверка работы с теми родителями, дети которых недавно приняты в дошкольное учреждение: важно узнать, познакомили ли их с требованиями и порядками детского сада; проведено ли собрание или собеседование с группой этих родителей, были ли воспитатели у детей дома.
В детских садах имеются информационные и педагогические материалы для родителей, которые в известной мере в каждый данный период вводят родителей в курс жизни детского сада.
Инспектор тщательно просматривает все эти материалы, оценивает их содержание и оформление. Он рекомендует не ограничиваться только информацией (извещения, объявления, правила для родителей, режим дня), но и помещать материалы о воспитании детей (планы воспитательной работы по группам, детские работы, фотографии, освещающие разные стороны педагогического процесса, конкретные советы по воспитанию ребенка в семье), аннотации па популярную педагогическую литературу, списки книг для детей и т. д.
Следует обратить внимание и оценить эпизодические тематические выставки для родителей (например, об оздоровительной работе, о передаче детей в школу, о подготовке к праздникам, о приеме новых детей).
Инспектор напоминает, что все материалы для
родителей должны быть педагогически правильны, четко, грамотно и художественно оформлены, сменяемы через установленный срок. Из бесед с родителями он выясняет, удовлетворяют ли их указанные материалы, какие у них есть пожелания.
В детских садах ведется учет посещений воспитателями семей детей в целях выявления условий и оказания помощи родителям в воспитании их ребенка.
Просмотр указанных материалов дает возможность узнать, когда и сколько семей воспитатели посетили, каковы характер и содержание повторных посещений, использование их для установления и дальнейшего закрепления общей линии в воспитании ребенка.
Если в проверяемом детском саду посещение семей носит формальный характер: воспитатель ограничивается поверхностным случайным разговором с родителями, жалобами на ребенка, допускает покровительственный, нетактичный тон в отношении семьи, это значит, что детскому саду будет очень трудно установить контакт с родителями.
Советы инспектора в таких случаях должны помочь в планировании, в правильной организации посещений семьи ребенка, в подготовке к беседе в каждом конкретном случае. Особого внимания требуют те семьи, в которых испытывают трудности в воспитании детей, где нет единства между отцом и матерью, где родители мало общаются со своими детьми.
При обследовании детского сада надо познакомиться с социальным составом родителей, найти время побеседовать с отдельными из них, выяснить отношение к детскому саду, выслушать претензии или положительные отзывы, узнать, что их волнует в воспитании детей.
В отдельных случаях к инспектору может поступить и жалоба со стороны родителей. Ее надо обязательно разобрать на месте, и сделать это тактично, не подрывая авторитета заведующей и воспитателя.