Важнейшей особенностью руководящих кадров является как организационная работа, так и воспитание людей. Это требование относится и к инспекторам отделов народного образования. Поэтому необходима тесная связь с детскими садами, постоянное, систематическое ознакомление
со всеми разделами их работы, с учетом тина, условий и возможностей каждого детского учреждения, состава и квалификации его кадров.
К сожалению, в практике из поля зрения инспектора выпадают, в одних случаях, менее знакомые, не сразу обнаруживаемые стороны или части педагогического процесса (например, повседневная работа, ее роль в умственном и нравственном развитии детей, воспитание детского коллектива и т. д.); в других случаях, мало внимания уделяется материальным условиям, качеству методической работы, ее эффективности, взаимоотношениям в коллективе воспитателей и т. д.
Инспектор обязан видеть все стороны жизни детского учреждения, все ее звенья, анализировать педагогический процесс, а также методическую и организационную работу; уметь выделять главное, основное, отличать его от мелочей, не ограничиваться констатацией фактов, а выявлять их причины и следствия, например причины слабого руководства коллективом детей, недостаточное усвоение детьми программы, неполное оборудование педагогического процесса и др. Неверно ограничивать проверку только ознакомлением с письменной документацией или беседой с заведующей и воспитателями: это должно быть дополнением к непосредственному наблюдению многообразной деятельности коллектива взрослых и детей.
Инспектору важно предусматривать систематичность контроля детских учреждений. Проверка в течение года всех или по крайней мере большинства детских садов района, города сделает инспектирование более результативным: покажет уровень работы, даст возможность наметить конкретные мероприятия для улучшения воспитания детей, повышения квалификации кадров, позволит быстрее выявить и распространить передовой опыт и т. д.
Приходится констатировать, что в практике еще не изжита до конца проверка по «сигналу», т. е. тогда, когда в детском саду что-либо произошло. Несомненно, что в таких случаях требуется срочная проверка всей или одной какой-либо стороны работы детского сада в зависимости от поступившего сигнала, но. заменять этим плановое инспектирование было бы неверно.
Инспекторской проверке подвергаются все детские сады района, города, независимо от того, находятся ли они в ведении отдела народного образования или других организаций, поскольку общий контроль за состоянием дошкольного воспитания и руководство педагогической работой является функцией органов народного образования.
Особого внимания инспектора требуют отдаленные детские сады. В большинстве своем это одно-, двухкомплектные детские учреждения, не всегда материально благоустроенные, с достаточно подготовленными кадрами.
Директивы по плану развития народного хозяйства предусматривают высокий подъем всех отраслей сельского хозяйства, его механизацию, повышение производительности труда, сближение уровня жизни городского и сельского населения, лучшее его культурно-бытовое обслуживание. Все это создает предпосылки для дальнейшего роста дошкольных учреждений на селе и обязывает органы ивг родного образования усилить внимание сельским детским садом, оказывая им помощь как в организационных вопросах, так и в осуществлении всестороннего воспитания маленьких детей.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 мая 2012