Ознакомлению детей дошкольного возраста с городом или селом

В старшей группе дети узнают, что в нашей стране много городов. Слово город знакомо им, но рассказать, что такое город, чем он отличается от села, чем отличается труд людей, живущих в города

В старшей группе дети узнают, что в нашей стране много городов. Слово город знакомо им, но рассказать, что такое город, чем он отличается от села, чем отличается труд людей, живущих в городах, дети не всегда могут, так как не имеют соответствующих знаний. Шестилетки должны оперировать и другими понятиями: столица, республика, сложность усвоения которых связана с их абстрактностью. Детям шести лет сложно представить, что больше — село или город, город или республика, республика или страна. Чтобы облегчить процесс овладения этими представлениями, используют различные средства и методы.

Понятия «город — село» легче усваиваются детьми как пятого, так и шестого года жизни путем сравнения. Целесообразно выделить следующие показатели: особенности внешнего вида (многоэтажные здания в больших городах, движение транспорта, количество жителей), различия в природе; специфический труд людей (на заводах, фабриках, в поле, на ферме, бахче, винограднике).

Ознакомлению детей с городом или селом помогает использование иллюстративного материала (картины, фотографии, диафильмы). Дети рассматривают, например, картины, изображающие сельский и городской пейзаж, сами рисуют улицы города. Полезны рассказы детей (был в деревне летом; ездил с родителями в город).

Во второй половине дня дети изготовляют макеты жилых домов разной конструкции,
административных зданий — магазин, почта, клуб, скотный двор и т. д. (из коробок разного размера, картона, бумаги), лепят фигурки людей, животных. Они готовят макеты для игры-занятия.

В процессе игры с макетами создаются интересные ситуации, которые побуждают детей применять полученные на занятиях знания, уточнять и углублять их, а иногда и получать новые. При этом растет их активность: дети обращаются за советом к воспитателю, спорят, рассуждают, ищут правильный ответ на возникший неожиданно вопрос. Например, в одном сельском саду две группы детей строили «город» и «село».

Возник спор: где построить клуб, больницу, магазин. Большинство считают — на селе, так как знают, что эти учреждения есть в их селе. Беседы с воспитателем, рассматривание иллюстраций помогают сделать правильный вывод: есть учреждения, которые нужны и в городе, и в селе — больница, школа, почта, ателье. Так дети подходят к усвоению не только различия, но и сходства города и села. Дети становятся как бы участниками общественной жизни взрослых — они строят, выращивают хлеб, учатся, т. е. игра помогает им «жить общей жизнью со взрослыми», по словам Д. Б. Элькони- на. Это проявляющееся чувство сопереживания, приобщенности к делам взрослых особенно важно для воспитания устойчивого эмоционально-положительного отношения к родному краю. Кроме того, эти игры способствуют усвоению детьми важных по содержанию пространственных представлений (город больше села; в республике много городов и сел; в стране много республик). Небольшой размер макетов позволяет на 2—3 сдвинутых столах «построить» не только родное село, но и ближайший город.

Дети шестого года жизни должны усвоить названия и основные достопримечательности городов нашей страны.

Развитие и воспитание дошкольников