Воспитателям Он разъясняет, что от поведения каждого зависит правильное течение жизни в группе. Валя напроказила: стала играть с водой и забрызгала пол в умывальной комнате. Пока вытирали, дети, столпившись, ждали. А тем временем остыл суп.
— Видишь, как нехорошо получилось: всех подвела,— подчеркивает педагог.
Воспитатель старается вызвать у детей чувство ответственности за допущенную оплошность, помогает им увидеть свою вину и не прятаться за спину товарища.
Дети, вопреки правилам, стали высоко подбрасывать мяч в помещении. И вот с грохотом рушится только что законченная постройка. Ищут виновного. Вот он — тот, который бросил неудачно мяч. Но воспитатель объясняет ребятам: виновны все, так как все нарушили правило,— ведь знали, что в помещении так не играют с мячом. Почему же должен отвечать только один? Играли все, и в ответе — все.
Постоянно находясь в детском саду, малыши начинают проявлять симпатию друг к другу, у них возникает потребность объединяться именно с конкретными детьми. Иногда это небольшая группка в 3—4 человека, которую всегда можно видеть в одном и том же составе, занятыми каким-либо интересным для них делом.
Воспитатель поощряет детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. Регулирует отношения детей, подсказывая, как они должны вести себя по отношению друг к другу.
— Что же ты жалуешься на свою подружку? — обращается педагог к девочке, склонной к постоянным жалобам.— Настоящие друзья так не поступают. Вы уже большие, учитесь договариваться сами.
В другом случае педагог напоминает:
— Если товарищ не знает, как надо поступить, научи его, объясни.
Или:
— Поделись с Костей кубиками. Друзья ничего не жалеют друг для друга.
Воспитатель разъясняет, что значит дружить: тот, кто дружит, всегда заботится о друге, не ссорится, умеет уступить, делится игрушками, сладостями. При этом взрослый подчеркивает: так поступают не только ради друга, но и со всеми ребятами. Педагог добивается, чтобы дружба между детьми была не только чем-то личным, обособленным от остальных детей, а приобретала коллективную направленность. С этой целью она ставит в пример дружбу отдельных детей, использует художественную литературу.
На старших детей глубокое впечатление производят рассказы О. Секора «Петя молодец», В. Донниковой «Самое лучшее»,
А. Барто «Вовка — добрая душа», С. Михалкова «Как друзья познаются» и др.
Литературные герои, близкие и понятные детям, являются для них положительным примером. Педагог использует в повседневной жизни знакомые детям произведения: «Поступил, как Петя — молодец, и потому тебя можно назвать настоящим товарищем». Или: «Наш Слава точно Вовка — добрая душа: всегда заботится о других».
Воспитатель внимательно изучает, на чем основана дружба между отдельными детьми: на равенстве или подавлении? Каковы мотивы взаимного тяготения друг к другу? Ведь часто случается, что ребенок с сильным характером диктует свои требования, а другой беспрекословно ему подчиняется. Такая дружба мало приносит пользы в нравственном становлении личности, в формировании подлинной коллективности.
Рита умеет заинтересовать ребят своей выдумкой, привлечь своим умением смастерить, вырезать, склеить. Дети с удовольствием с ней играют.
Конечно, организаторские способности ребенка надо всячески поддерживать. В дальнейшем эта способность пригодится ему в учебе, в труде, в личной жизни. Но нельзя, чтобы инициатива вожака подавляла инициативу других. Стоит присмотреться повнимательнее, на чем основано взаимное влечение Риты и детей? Кто постоянно играет с ней? Может ли по собственному побуждению она уступить ведущую роль?
Оказывается, что играют с девочкой одни и те же дети, легко подчиняющиеся ее сильной натуре. Контакт между девочкой и этой группой детей построен на подчинении. Зато там, где она не имеет возможности командовать, она не уживается. Девочка то и дело бежит с жалобами: «А он не хочет. А он не уступает. Почему он не отдает, я же первая…» и т. д. Уступать, считаться с замыслом других, выполнять рядовую роль девочка не желает.
Читайте также:
Просмотрено: 111 раз 10 декабря 2010