Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить, например, сад, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они более глубоко осознают их цену. А сочетание знаний и собственной практики обращения с вещами, постоянной заботы об их сохранности формирует уважение к труду.
Убеждения, разъяснения, опирающиеся на детский опыт, помогают предупреждать нежелательные поступки детей: сломать построенный из песка город или сорвать цветок, а потом бросить его по дороге.
— Какой город из песка построили вчера ребята! Сегодня можно продолжить работы: провести новые дороги, разбить сквер, посадить лес.
Такие предложения учат бережно относиться к результатам труда других.
Немаловажное значение для решения воспитательных задач имеет труд детей в живом уголке, огороде, цветнике. Труд в природе, требуя систематических усилий, всегда связан с получением отдаленных результатов, которые могут иметь практическую значимость: вырастили цветы — подарим их детям, уходящим в школу; ухаживали за укропом, морковкой, луком—теперь всегда к обеду есть душистая зелень, можно угостить ею детей других групп.
Систематический уход детей за животными и растениями способствует формированию бережного отношения ко всему живому, активной любви к природе.
…Таинственный мир за стеклом аквариума всегда привлекает детское внимание — возле этого подводного царства много юных наблюдателей. Радует детей и неугомонная белка, и веселый звонкоголосый щегол, и забавная морская свинка.
Малыши видят, что всякий раз, когда в аквариуме мутнеет вода, воспитатель проявляет беспокойство: добавляет свежей воды, чистит дно, стенки. А старшие знают, что их обязанность — весь необходимый уход за обитателями уголка природы: они моют поилки для птиц и животных, рыхлят почву в горшках с растениями, выращивают зелень на корм.
При таких условиях появление бутонов среди зимы, веселое купанье щегла или стремительный бег белки в колесе не только служат предметом удивления и забавы детей, но и помогают осознать, что резвость их питомцев — результат тщательного систематического ухода, ответственного отношения к порученному делу, внимания к растениям и животным.
Привлекая детей к выполнению разнообразных заданий, воспитатель часто использует поручения. В этой форме организации труда заключены возможности для формирования самостоятельности, ответственного отношения к делу, самоконтроля. Однако необходимо правильное методическое руководство, чтобы не свести поручение к механическому выполнению детьми какого-либо дела, когда они действуют по прямой подсказке взрослого: «поставь туда», «принеси это», «сложи так» и пр. При подобных указаниях ребенок оказывается в роли пассивного исполнителя: ему не приходится ни думать, как организовать работу, ни определять ее последовательность, ни осознавать, какое значение имеет она для других. Это не способствует привитию подлинной любви к труду, развитию у детей инициативы, творчества, организаторских способностей. Недаром А. С. Макаренко говорил: «Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: — — Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так.
Лучше будет, если вы… поручите ребенку поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать — предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульную задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную; последняя гораздо
выше и полезнее. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении».