Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям

У каж­дого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окру­жающей среды. Так, например, один тянется к книгам, и его можн

У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды. Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке, другой — к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т. д. Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к раз-влекательству, потребительству. В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.
Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течение дня в различных ситуациях, педагог имеет возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях, разговорах со взрослыми и сверстниками о том, что видели, «читали», о чем мечтают.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют; доводят ли начатое дело до конца или при первом затруднении бросают; кто из них увлечен чем-то особо или выбор занятий и игр случаен; все ли с одинаковой тщательностью выполняют поручения или чему-то отдают предпочтение. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Наблюдения за взаимоотношениями детей позволяют выявить, как они группируются, что и какие дела их объединяют; о чем они говорят и спорят между собой, каковы их суждения, о чем и в какой степени они осведомлены и т. п.
Вопросы детей — яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы. По вопросам можно судить, каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов.

Педагог не выпускает
из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и таких, которые заняты, но их занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.
…Утро. Еще в групповой комнате тихо: здесь всего несколько ребят. Сережа, войдя в комнату, громко здоровается и решительно направляется к строителю. Начинает что-то строить, но, видимо, у него не получается, и он ломает сооружение. Подходит к аквариуму с рыбами. Смотрит через толщу воды, приблизив лицо так, что касается стекла. Рыбы явно не привлекают его, он экспериментирует с солнечным лучом, который превратил аквариум в увеличительное стекло. На Сережином лице сосредоточенность. Но это ненадолго. Он тут же переключается на появившуюся в дверях Веронику: у той в руках книжка. И вот уже мальчик возле нее, смотрит на обложку, но равнодушно машет рукой и отходит.

Воспитатель знает: не помоги он мальчику отыскать занятие — тот будет без дела до самого завтрака. Его не увлекает ничто и вместе с тем влечет все; берется сразу за несколько дел и тут же остывает, внимание скользит по поверхности, не возбуждая желания заняться чем-нибудь серьезно.
…Вероника уже с утра с книжкой в руках. Ее влечет в книжный уголок. Там она с удовольствием наводит порядок, перебирает картинки, альбомы. К ней подходят двое. Теперь они вместе рассматривают картинки в книге и слушают объяснения девочки. Утро у Вероники чаще всего проходит именно так, лишь изредка она наблюдает за обитателями природного уголка или рукодельничает для кукол.
…Новенькая Алена предпочитает игру в куклы. Обычно играет одна. Сюжет незамысловат, ниже возрастных возможностей — это игра в дочки-матери. Вместе с дочкой ходит в гости, водит ее в детский сад.
…Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема. И чего только он не сооружает: самолеты, подъемный кран, грузовики!.. Если что-то не ладится, никогда не бросит начатое. Он знает марки машин, названия самолетов. Но вот к книгам равнодушен: еще ни разу не видел его воспитатель с книгой, хотя чтение он слушает внимательно.
…А вот и Марина. Сегодня она пришла позже обычного. Как всегда, приветливо здоровается. В руках пакетик, и воспитатель знает, что его содержимое предназначено для птиц или белки. Сейчас девочка подойдет и попросит разрешения помочь дежурным по уголку природы. Воспитатель не ошибся: Марина так и поступает. Она долго наблюдает за своими любимцами, кормит их и даже разговаривает с ними. Но убирать и чистить клетку, вольер… это она предоставляет делать другим. Даже когда она дежурит, то и тогда не прочь уклониться от этой работы.

Какие же выводы делает педагог в результате наблюдений? Какие возникают задачи в развитии интересов детей?
У Вероники, Володи, Марины имеются определенные интересы: первая любит книги, второй увлекается конструктивной деятельностью, третья — обитателями уголка природы. Однако Володя, например, равнодушен к книге, а Марина не любит трудиться. Как восполнить эти пробелы, опираясь на имеющиеся у детей интересы?
Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, воспитатель решает поместить туда журналы с иллюстрациями машин, самолетов: надо полагать, что это не оставит его равнодушным и он почаще станет общаться с книголюбами. Можно предложить ему собирать дома марки, открытки, чтобы сделать из них альбом для детского сада. Когда ребята будут наводить порядок на книжной полке, «лечить» книги, надо будет привлечь и Володю, попутно побеседовать с ним о наиболее понравившихся ему книгах.

Развитие и воспитание дошкольников