Педагог должен воспитывать у детей организованность поведения, дисциплинированность, сдер­жанность

Управляя деятельностью детей, педагог старается воспитывать у них организованность поведения, дисциплинированность, сдер­жанность. Старшие дети обладают некоторыми навыками самооргани­зации,

Воспитателям Управляя деятельностью детей, педагог старается воспитывать у них организованность поведения, дисциплинированность, сдержанность.Старшие дети обладают некоторыми навыками самоорганизации, выражающимися в умении находить полезные дела, быть собранными и целесообразно деятельными, укладываться во время, отведенное для игр, занятий и труда.
Всячески поощряя и развивая детскую активность, педагог одновременно воспитывает у детей умение заниматься не только тем, чем хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: навести порядок в групповой комнате, полить растения, помочь взрослому. Воспитатель учит детей при необходимости переключаться с одной деятельности на другую. Например: занят интересным делом, но товарищ нуждается в помощи. Нужно прерваться, чтобы помочь ему. Или: пора накрывать на стол, а дежурный не пришел. Ты должен его заменить. А для этого надо прервать интересное занятие и сделать то, что просит воспитатель.

В подобных ситуациях у детей формируется способность переключаться от «хочу» к «надо». Так формируется ответственность, умение мобилизоваться для выполнения необходимого дела, понимание своих обязанностей.
Воспитатель подчеркивает уважительное отношение к понятию «надо» своим примером — на просьбу детей почитать, говорит:
— Хорошо, но сначала надо… Или:
— Сначала уберем игрушки, а потом — гулять!
А. С. Макаренко советовал: «С первого года нужно так воспитывать, чтобы он (ребенок.— Ред.) мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза… Найти это чувство меры между активностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании».
Совершенно очевидно, что все «надо», предъявляемые ребенку дошкольного возраста, всегда должны быть целесообразны и посильны. Не педантичное и бездоказательное требование, предъявляемое детям,— «должен и выполняй!», а разъяснение его необходимости целесообразно во всех случаях, а особенно по отношению к старшим детям, которые уже способны оценивать справедливость ваших требований.

Умение определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо», пригодится ребенку, когда он станет школьником. Успех учения в школе, качество выполнения домашних заданий всегда зависят от того, насколько сформировано у ребенка умение заставлять себя заниматься не только тем, что хочется в эту минуту, но и тем, что необходимо, не тратя время попусту. Плохо, если в дошкольные годы ребенок привыкает заполнять свое время, руководствуясь капризным «хочу — не хочу». Так он станет проявлять себя и в школьные годы (лучше сначала поиграть, а уроки потом и т. д.).

Деятельность, самостоятельно организуемая ребенком, всегда развертывается в окружении сверстников и потому требует умения считаться с замыслами товарищей, уважать их дела, самому действовать так, чтобы не нарушать правил, установленных в группе. Задача педагога — научить детей действовать в соответствии с правилами. Вот некоторые из них: все игрушки, пособия, имеющиеся в группе, предназначены для всех детей; каждой вещи — свое место. Все, чем пользовался,— положи туда, где взял, и в таком виде, чтобы в следующий раз не приходилось приводить вещь в порядок или искать; умей делиться с товарищами игрушками, материалами для занятий, труда, игр.

Знают ли ваши питомцы о существовании правил, которые помогут им самостоятельно организовывать свою деятельность так, чтобы она не нарушала заведенного порядка в группе, не являлась помехой остальным детям? Доводите ли вы до детей смысл отдельных правил? Когда требование осмыслено детьми, оно легче становится руководством к действию и выполняется не механически, не потому, что «так велят», а по убеждению в его справедливости. Например, мы требуем от детей класть каждую вещь на место. Понимают ли они, почему это необходимо? Если им не разъяснить, можно услышать такие высказывания: «Чтобы красиво было», «Так воспитательница велит» и т. п. А главного-то они. оказывается, не знают: не положил вещь куда полагается — сам будешь искать и другой не найдет. Если всегда все на своих местах, то не приходится тратить напрасно время. Такое разъяснение убеждает в том, что порядок бережет время, создает удобства.
Как приучить детей следовать этим правилам?

Прежде всего воспитатель учит их поддерживать порядок. Малышам он показывает, как это делать; детям постарше напоминает о том, чтобы они не забывали убирать за собой. А самые старшие уже способны это делать по собственной инициативе.  
Читайте также:

  • Задача воспитателя — подводить детей к преодолению труд­ностей, опираясь на …
  • Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окру­жающих, видя в это …
  • Формирование у детей интереса к получению знаний
  • Создание в группе трудовой атмосферы
  • Задача педагога — воспитывать в детях чувство ответственности перед коллект …
  • Просмотрено: 59 раз 9 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий