Воспитателям Воспитатель, заинтересованный в привитии детям умения самостоятельно находить полезные дела, не допустит, чтобы в группе устраивались выставки из неприкосновенных игрушек. К сожалению, в отдельных случаях бывает так.
…На полке красивый сервиз для кукол. Почему никто не берет его?
— Новую посуду брать нельзя, она для занятий,— говорят дети.
Оказывается, что это — дидактический материал. Но зачем он на виду у детей?
…Из нового строительного материала сделано высотное здание сложной конструкции. Дети знают, что эту постройку трогать нельзя.
— Они еще плохо строят, пусть учатся,— объясняет педагог. Но разве так научатся дети строить? Они лишь смотрят на
сооружение, а возможности действовать самостоятельно лишены. Да и недостаточно у них деталей, так как частично они использованы на создание образца.
Очень важно, чтобы время, отведенное для самостоятельной деятельности, не уходило на ожидания (пока разрешат взять облюбованный предмет, пока разыщут затерявшуюся кисточку, пока кто-то наиграется с желанной игрушкой и т. д.). Постоянные ожидания вызывают у детей, особенно у малышей, плохое настроение, конфликты, шалости и даже слезы. И главное, пока ребенок ждет, у него пропадает интерес к выполнению задуманного. Вот почему при создании условий для игр нужно предусмотреть, чтобы было как можно меньше различного рода ожиданий, утомляющих и раздражающих детей.
Но всегда ли мы придерживаемся известного правила — иметь сразу достаточное количество экземпляров? Разве не бывает так, что, получив десять автомашин, воспитатель половину из них прячет «на всякий случай». А дети тем временем ссорятся из-за полюбившейся игрушки, ждут очереди поиграть с ней. Конечно, не каждая игрушка имеется в количестве, которое бы удовлетворило всех детей сразу. Да этого и не требуется. Но воспитателю нужно продумать, как организовать детей, чтобы внесение новых игрушек доставило им радость, а не служило поводом для ссоры.
Вот один пример решения подобной задачи
…Для младшей группы купили четыре велосипеда. Это, конечно, мало, чтобы удовлетворить сразу всех желающих кататься, особенно в первый день. Как избежать конфликтов и не заставлять малышей подолгу ждать? По договоренности с заведующей и коллегами педагог берет на несколько дней велосипеды, предназначенные для средней группы (при условии, что они могут быть приспособлены к росту малышей). Тогда в распоряжении ребят оказывается уже не четыре, а восемь велосипедов, поэтому ждать приходится меньше. А через неделю, когда число желающих кататься одновременно заметно поубавится да и правило очередности будет усвоено, можно вернуть велосипеды в среднюю группу. Однако недостаточно иметь в группе много игрушек и пособий, недостаточно выделить место для игр и самостоятельных занятий детей. Требуется еще целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми.
Важная задача: добиться, чтобы все воспитанники были заняты. Естественно, что самым маленьким нужна помощь педагога даже в выборе места для игры. И он объясняет малышам, что картинки надо рассматривать за столом, строить — на ковре, бегать с вертушкой — на участке; подсказывает, как надо сидеть вдвоем за столом, чтобы обоим было удобно.
У малышей еще нет ни достаточного опыта обращения с игрушками, ни навыков самоорганизации. Поэтому воспитатель чаще всего непосредственно принимает участие в делах ребенка, обучает действиям с предметами. Указания воспитателя конкретны, понятны детям: «Давай сложим пирамидку», «Посади мишку в машину и покатай его», «Надень кукле пальто и пойди с ней гулять», «Построим матрешкам домики. Делай как я».
Если малыш ничем не занят, педагог привлекает его яркой игрушкой, вызывает желание играть с ней.
— Смотри, какой красивый шарик. Вот как далеко он покатился с горки. Давай вместе прокатим. А теперь ты попробуй сам,— предлагает педагог малышу.
И вот ребенок, подражая воспитателю, старается действовать так же. Находятся и еще несколько желающих попробовать свои силы.
На протяжении года даже малыши приобретают значительный опыт самоорганизации игр, и потому воспитатель использует не только прямые, но и косвенные указания. Так, вместо предложения «покорми куколку» или «положи Мишку спать» он обращается к ребенку (который длительное время катает куклу в коляске) с вопросом: «Как долго твоя дочка гуляет! Она не проголодалась?» Такой вопрос позволяет переключить ребенка от однообразных действий к другим, расширяющим сюжет игры. Уже в младшей группе педагог учит детей играть и заниматься рядом, не мешая друг другу, побуждает их к объединению, помогает действовать организованно, чтобы они получали удовлетворение от совместных действий.
Изо дня в день педагог формирует у детей умение самостоятельно включаться в игры и занятия, проявлять при этом выдумку и настойчивость. Постепенно число детей, которые могут себя сами занять, становится все больше. Конечно, их занятость еще не очень продолжительная и содержательная: дети лишь приобретают первые навыки самостоятельного пользования игрушками, пособиями, оборудованием — всем тем, что способствует развитию деятельности. Но они не мешают друг другу, активно действуют, и это уже первые положительные результаты работы педагога.
Читайте также:
Просмотрено: 63 раз 9 декабря 2010