По мере необходимости воспитатель пополняет игровые уголки

Очень важно, чтобы время, отведенное для самостоятельной деятельности, не уходило на ожидания (пока разрешат взять облюбованный предмет, пока разыщут затерявшуюся кисточку, пока кто-то наигр

Воспитателям По мере необходимости воспитатель пополняет игровые уголкиВоспитатель, заинтересованный в привитии детям умения самостоятельно находить полезные дела, не допустит, чтобы в группе устраивались выставки из неприкосновенных игрушек. К сожалению, в отдельных случаях бывает так.
…На полке красивый сервиз для кукол. Почему никто не берет его?
— Новую посуду брать нельзя, она для занятий,— говорят дети.
Оказывается, что это — дидактический материал. Но зачем он на виду у детей?

…Из нового строительного материала сделано высотное здание сложной конструкции. Дети знают, что эту постройку трогать нельзя.
— Они еще плохо строят, пусть учатся,— объясняет педагог. Но разве так научатся дети строить? Они лишь смотрят на
сооружение, а возможности действовать самостоятельно лишены. Да и недостаточно у них деталей, так как частично они использова­ны на создание образца.
Очень важно, чтобы время, отведенное для самостоятельной деятельности, не уходило на ожидания (пока разрешат взять облюбованный предмет, пока разыщут затерявшуюся кисточку, пока кто-то наиграется с желанной игрушкой и т. д.). Постоянные ожидания вызывают у детей, особенно у малышей, плохое наст­роение, конфликты, шалости и даже слезы. И главное, пока ре­бенок ждет, у него пропадает интерес к выполнению задуманного. Вот почему при создании условий для игр нужно предусмотреть, чтобы было как можно меньше различного рода ожиданий, утом­ляющих и раздражающих детей.

Но всегда ли мы придерживаемся известного правила — иметь сразу достаточное количество экземпляров? Разве не бывает так, что, получив десять автомашин, воспитатель половину из них прячет «на всякий случай». А дети тем временем ссорятся из-за полюбившейся игрушки, ждут очереди поиграть с ней. Конечно, не каждая игрушка имеется в количестве, которое бы удовлетво­рило всех детей сразу. Да этого и не требуется. Но воспитателю нужно продумать, как организовать детей, чтобы внесение новых игрушек доставило им радость, а не служило поводом для ссоры.

Вот один пример решения подобной задачи
…Для младшей группы купили четыре велосипеда. Это, ко­нечно, мало, чтобы удовлетворить сразу всех желающих кататься, особенно в первый день. Как избежать конфликтов и не заставлять малышей подолгу ждать? По договоренности с заведующей и кол­легами педагог берет на несколько дней велосипеды, предназна­ченные для средней группы (при условии, что они могут быть приспособлены к росту малышей). Тогда в распоряжении ребят оказывается уже не четыре, а восемь велосипедов, поэтому ждать приходится меньше. А через неделю, когда число желающих ка­таться одновременно заметно поубавится да и правило очеред­ности будет усвоено, можно вернуть велосипеды в среднюю груп­пу. Однако недостаточно иметь в группе много игрушек и пособий, недостаточно выделить место для игр и самостоятельных занятий детей. Требуется еще целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми.
Важная задача: добиться, чтобы все воспитанники были за­няты. Естественно, что самым маленьким нужна помощь педагога даже в выборе места для игры. И он объясняет малышам, что картинки надо рассматривать за столом, строить — на ковре, бегать с вертушкой — на участке; подсказывает, как надо сидеть вдвоем за столом, чтобы обоим было удобно.

У малышей еще нет ни достаточного опыта обращения с иг­рушками, ни навыков самоорганизации. Поэтому воспитатель чаще всего непосредственно принимает участие в делах ребенка, обучает действиям с предметами. Указания воспитателя конкретны, понят­ны детям: «Давай сложим пирамидку», «Посади мишку в машину и покатай его», «Надень кукле пальто и пойди с ней гулять», «Построим матрешкам домики. Делай как я».
Если малыш ничем не занят, педагог привлекает его яркой игрушкой, вызывает желание играть с ней.
— Смотри, какой красивый шарик. Вот как далеко он пока­тился с горки. Давай вместе прокатим. А теперь ты попробуй сам,— предлагает педагог малышу.
И вот ребенок, подражая воспитателю, старается действовать так же. Находятся и еще несколько желающих попробовать свои силы.
На протяжении года даже малыши приобретают значительный опыт самоорганизации игр, и потому воспитатель использует не только прямые, но и косвенные указания. Так, вместо предложения «покорми куколку» или «положи Мишку спать» он обращается к ребенку (который длительное время катает куклу в коляске) с вопросом: «Как долго твоя дочка гуляет! Она не проголодалась?» Такой вопрос позволяет переключить ребенка от однообразных действий к другим, расширяющим сюжет игры. Уже в младшей группе педагог учит детей играть и заниматься рядом, не мешая друг другу, побуждает их к объединению, помогает действовать организованно, чтобы они получали удовлетворение от совместных действий.

Изо дня в день педагог формирует у детей умение самостоя­тельно включаться в игры и занятия, проявлять при этом выдумку и настойчивость. Постепенно число детей, которые могут себя сами занять, становится все больше. Конечно, их занятость еще не очень продолжительная и содержательная: дети лишь приобретают пер­вые навыки самостоятельного пользования игрушками, пособиями, оборудованием — всем тем, что способствует развитию деятель­ности. Но они не мешают друг другу, активно действуют, и это уже первые положительные результаты работы педагога.  
Читайте также:

  • Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окру­жающих, видя в это …
  • Воспитатель, формируя у детей коллективизм, поощряет даже самые незначитель …
  • Педагог должен воспитывать у детей организованность поведения, дисциплиниро …
  • Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к де­тям — по …
  • Составление детьми рассказов на тему «Моя любимая игрушка»
  • Просмотрено: 63 раз 9 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий