С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство в условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть косточки из компота в блюдце, он всякий раз, когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки были на столе во время завтрака, обеда и ужина.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого
он использует разные ситуации.
…На стол подали тарелку с хлебом или вазу с яблоками. Среди кусков хлеба одна горбушка, пользующаяся особой любовью у детей, а в вазе одно яблоко наиболее румяное. Кому из детей они достанутся? Ведь приглянувшаяся горбушка может стать либо предметом раздора, либо послужить примером, на котором воспитатель сумеет разъяснить, как следует поступить. Оставить наиболее привлекательное для других далеко не просто малышу: дома как раз ему, самому маленькому, отдают лучшее. Как поступает в таких случаях педагог?
— Сегодня румяное яблоко на Катю смотрит. Оно тоже радуется, что Катюша стала есть быстрее и аккуратнее,— говорит воспитатель, ставя на стол вазу с яблоками и предупреждая тем самым попытку некоторых ребят взять лучшее, хотя для этого им пришлось бы тянуться через весь стол.— А в следующий раз самое красивое яблоко, наверно, на Володю будет смотреть или еще на кого-нибудь. На всех по очереди.
Так дети усваивают правило, данное воспитателем в полуигровой форме: с общей тарелки следует брать тот кусок, который лежит ближе всех. А через некоторое время в подобной ситуации они сами начинают руководствоваться им: «Надо брать то, которое на тебя «глядит», т. е. находится близко».
Конечно, игровые приемы уместны в работе с малышами, у которых еще только начинают складываться первые навыки жизни в коллективе сверстников. У старших детей уже есть опыт организации собственного поведения в подобных ситуациях, поэтому, если ребенок поступает неправильно (тянет к себе всю тарелку, пытается выбрать из-под кусочков хлеба горбушку и пр.), более целесообразно использовать моральные оценки: «Нескромно, невежливо так поступать».