Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него.
Например, мальчик, долго отсутствовавший по болезни, вернулся в группу. Он отвык от коллектива, дома пользовался повышенным вниманием близких, у него пока еще снижен эмоциональный тонус. Все это становится причиной того, что ребенок, словно новичок, с трудом адаптируется к уже знакомой обстановке. Он испытывает напряжение от встречи с
детьми, с воспитателями, от расставания с мамой… И воспитатель приветливо встретит его, обласкает, вместе с другими Детьми порадуется его приходу. Сколько добрых слов педагог найдет для него: «Как ты вырос, тебя трудно узнать!», «Ребята соскучились о тебе», «Новые игрушки заждались… Веселый Буратино все спрашивал: «Когда же Алеша придет в детский сад?»
Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.
Невозможно представить себе воспитателя, который бы воздействовал на детей только прямолинейно. Ребенок сделал не так — начинает поучать; небрежно выполнил поручение — выговаривает; не знает, как поступить,— разъясняет. В этом случае он не столько воспитывает детей, сколько присматривает за ними: ведь он по существу удовлетворяется сиюминутным подчинением ребенка своим требованиям (послушался — и хорошо!) и не програм-ирует детское поведение на дальнейшее. Ребенок привыкает жить о подсказке взрослых («это нельзя», «это можно», «это делай так»), не приобретая опыта самостоятельных решений.