Педагогический такт. Он необходим каждому, кто воспитывает. Постоянное общение воспитателя с
детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, оптимизм, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это — важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку в любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; выбирать место и время для разговора по душам; понимать и правильно оценивать детские поступки и, главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. А. С. Макаренко постоянно напоминал, что к ребенку надо предъявлять как можно больше требовательности и вместе с тем уважать его.
Уважать ребенка — это значит видеть в нем развивающуюся личность: считаться с его правами, жизненными потребностями, самолюбием, человеческим достоинством; верить в его возможности, относиться серьезно к его увлечениям, интересам.
Надежда Константиновна Крупская в своих воспоминаниях о В. И. Ленине писала: «Владимир Ильич относился всерьез к занятиям ребят, к тому, что они говорят и делают. У него не было и тени того пренебрежительного отношения к детям, того невнимания к ним, которое так часто бывает у взрослых. И потому ребята очень любили его.
Он терпеть не мог манеру превращения детей в игрушку, заставлять их повторять слова, смысл которых им непонятен, терпеть не мог бессмысленного баловства. Он уважал права детей. В детях видел он будущее».