Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Если маленькому ребенку просто подсказывают, как надо поступить, то по мере его взросления приемы и форма требований изменяются с расчетом на его возросшее сознание. Например, вместо обычного «Нельзя» все чаще и чаще звучат: «Не советую», «Подумай сам, как правильно», «А как ты считаешь?», «Не
откажи, пожалуйста, в просьбе».
К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищённости. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости и заинтересованности педагога: в установ-лении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Например, уже пятилетнему ребенку доступен юмор, с ним можно посоветоваться, поспорить, поговорить по душам. С малышом шутка, юмор вряд ли уместны, да и разговор по душам, и спор не получатся. Здесь все проще и вместе с тем сложнее. Проще потому, что применяются чаще всего методы прямого воздействия (указания, напоминания, показ). А сложнее потому, что нелегко доводить суть требований до сознания.
Педагог старается разобраться в причинах поступков ребенка. Понимать—значит вникать в сущность.
Не всегда сразу удается сделать правильный вывод, поскольку такие качества воспитанника, как, например, эгоистичность, зазнайство, потребительские наклонности, более заметны тогда, когда они проявляются в сочетании с непослушанием, дерзостью, агрессивностью. Зато труднее рассмотреть их, если ребенок послушен, умеет организовать вокруг себя сверстников или хотя бы никому не мешает.
Для того чтобы составить правильное мнение о ребенке, от воспитателя требуется всесторонний анализ его поведения, умение быть объективным. Например, малыш не всегда способен применять по отношению к себе указания, относящиеся к другим де-тям. Вот почему если воспитатель делает одному замечание, то другой часто не принимает это на свой счет.
…Малыш слышит, как предупреждают двух девочек, чтобы ОНИ не подходили к луже, но сам шагает прямо в эту лужу и удивляется, когда его с промоченными насквозь ботинками уводят в помещение.
Оценивая детское поведение, педагог учитывает причины отдельных, кажущихся на первый взгляд отрицательных детских поступков. Так, например, двух-трехлетний малыш из-за недостатка опыта может с одинаковой легкостью поступать хорошо и дурно: пока что главная побудительная сила его действий — чувства, потребности и желания, а волевые качества еще недостаточно развиты. Вот почему даже самое обычное приходится повторять малышам по нескольку раз, и не всем сразу, а каждому в отдельности. Многие жизненные истины, само собой разумеющиеся для взрослого, ребенком воспринимаются и осмысливаются с трудом. И помочь разобраться ему в том, что правильно, а что нет,— обязанность педагога.