Воспитание детей холерического темперамента как дома, так и в коллективе представляет значительные трудности и требует терпения и длительной воспитательно-педагогической работы, направленной на усиление и умножение тормозных реакций.
К IV —слабому, пониженно-возбудимому типу ВНД принадлежат дети, у которых кора и подкорковые области имеют одинаковую пониженную возбудимость. У этих детей неинтенсивная корковая деятельность сочетается с понижением всей инстинктивной и эмоциональной жизни. Этот тип нервной деятельности Гиппократ выделял как меланхолический темперамент. Он объединяет различные варианты слабого типа. Общими признаками для всех этих вариантов является быстрая утомляемость, неверие в свои силы, недостаточность активного внимания.
Дети этого типа быстро утомляются и перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся сильными. Эти дети имеют неравномерную и неустойчивую работоспособность, частые нарушения равновесия между раздражительным и тормозным процессом. Они быстро приходят в тормозное, т. е. неактивное состояние. Речь у них маловыразительна, без жестов, тиха, иногда до шепота, замедленна и бедна словарным запасом. Для них характерно преобладание отрицательных эмоций над положительными: в раннем детстве они плаксивы, обидчивы, нерешительны, робки, не умеют отстоять свои интересы, защитить свои позиции.
Следует отметить, что темперамент представляет собой динамическую характеристику личности. Он говорит нам о силе и темпе психических процессов, о соотношении возбуждения и торможения, о подвижности и инертности психики, т. е. о способностях к переключению, о стойкости приобретенных навыков и привычек. Однако темперамент не отражает содержания сознания и не говорит нам о характере человека, его одаренности, интересах. Но тем не менее он позволяет понять, почему в одной и той же ситуации дети ведут себя по-разному.
Кроме того И. П. Павлов предлагает выделять среди людей художественный и мыслительный тип нервной деятельности. Для первых характерно образное мышление, большая впечатлительность, увлеченность, эмоциональность, особое художественное восприятие мира. А для вторых — конкретное мышление и менее выраженная эмоциональность, чаще всего из вторых получаются математики, физики.
Различия в поведенческих реакциях, делающие непохожим одного ребенка на другого и проявляющиеся в каждом возрасте по-своему, требуют индивидуального подхода в проведении воспитательных мероприятий.
А. С. Макаренко подчеркивал, что создание нужного типа поведения — это прежде всего вопрос опыта, длительных упражнений в том, что нам нужно.
Если у холерика легче, чем у флегматика, выработать
скоростное восприятие чего-либо, быстроту и силу движений, то у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку, усидчивость и хладнокровие. А те и другие качества так необходимы человеку.