В первые часы после рождения

Уже в первые часы после рождения ребенок способен воспринимать ряд раздражений и осуществлять простейшие рефлекторные акты или ответы на раздражители, В его коже имеются рецепторы, восприним

Уже в первые часы после рождения ребенок способен воспринимать ряд раздражений и осуществлять простейшие рефлекторные акты или ответы на раздражители, В его коже имеются рецепторы, воспринимающие прикосновение, болевые и температурные раздражения. Рецептор — это трансформатор энергии, которую он превращает в нервный процесс. Вся рецепторная система делится на две группы: рецепторы контактные и рецепторы дистантные. Первые воспринимают лишь те раздражения, которые воздействуют на организм при контакте. Вторые реагируют па воздействие раздражителей, находящихся на том или ином расстоянии. Контактные .рецепторы воспринимают болевые, температурные воздействия, а дистантные — слуховые, зрительные, обонятельные.

Хотя новорожденные дети чувствительны к теплу и холоду, живо реагируют на изменения окружающей температуры, но терморегуляция организма у них в первые месяцы жизни развита плохо, поэтому они легко охлаждаются и перегреваются.

Рецепторы, воспринимающие вкусовые качества, к моменту рождения ребенка почти сформированы, однако для возникновения вкусовых ощущений существенную роль играет концентрация вкусового вещества. Новорожденные и грудные дети реагируют на горькое при концентрации его до 0,01—0,2%, на кислое — до 0,05—0,02%, на сладкое — при 1—2%, тогда как у взрослых реакция на эти вещества более тонкая (на горькое они реагируют при концентрации его до 0,002%, кислое — до 0,01 %, сладкое — до 1 %).
Обонятельный рецептор детей воспринимает раздражения с момента рождения. Реакция маленьких детей на ароматические вещества проявляется общими движениями, учащением дыхания, пульса; на неприятные, раздражающие запахи — мимическими защитными реакциями и даже криком.

Реакция на звук отмечается не только у доношенных, но и у недоношенных новорожденных. К 3 месяцам дети уже различают высоту тона. Громкий звук у них может вызвать испуг и повышенную возбудимость на длительный период.

Наиболее сложный путь развития проходит зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного прибора — глаз — в основном
сформирован к моменту рождения, а развитие мозгового центра зрения продолжается до 7-летнего возраста.

Следовательно, органы чувств функционируют уже при рождении, но еще не в полном объеме. В первые часы после рождения движения глаз у ребенка некоординированные. Лишь через несколько часов глаза начинают совершать совместные движения, но ребенок еще не фиксирует взгляд, тем не менее яркий свет раздражает его и он ведет себя беспокойно. Поэтому помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть чрезмерно ярко освещено. Цвет глаз к моменту рождения еще не бывает определенный, чаще всего он, темно-голубой, настоящий цвет глаз определяется к середине года.

Развитие и воспитание дошкольников