Сформировалось ли у ребенка независимое поведение или слепо следит за авторитетом?

Пока взрослый действует правильно, малыш уверенно выполняет программу. Но вот вы кладете кубик в тарел­ку; взрослый же, вместо того чтобы положить его в чашку, копирует ваше действие. Ребено

Психологи о детях Сформировалось ли у ребенка независимое поведение или слепо следит за авторитетом?Пока взрослый действует правильно, малыш уверенно выполняет программу. Но вот вы кладете кубик в тарел­ку; взрослый же, вместо того чтобы положить его в чашку, копирует ваше действие. Ребенок, еще ничего не подозревая, подносит кубик к чашке, но, увидев ошибочное действие взрослого партнера, останав­ливается; на лице беспокойство, неуверенность. Несколько раз ре­бенок переносит кубик от чашки к тарелке, не зная, как посту­пить.
Ясно, что малыш колеблется: совершить ли правильное действие, но противопоставить себя взрослому (не может же тетя ошибаться), или последовать за взрослым, но нарушить программу. Тут-то и выясняется, сформировалось ли у ребенка независимое поведение, слепо ли он идет за авторитетом, или относится к нему критически. Посмотрим, как ведут себя некоторые дети.

Рома (5 лет) наедине с экспериментатором прекрасно справляет­ся с заданием. Затем ребенка просят выполнить его одновременно со взрослым. Первые два действия взрослый совершает правильно. Рома тоже. На третий раз взрослый «ошибается». Рома сначала поступает верно, затем, взглянув на партнера, смущенно переклады­вает предметы; однако, подумав, вновь придает кубику правиль­ное положение. Следующее действие оба выполняют верно, затем взрослый опять «ошибается». Рома смотрит и не притрагивается к кубику. Очень смущен. Тихо говорит экспериментатору:

— А я не знаю, как поставить.
— А разве я не учил тебя?
Рома смотрит на взрослого и с недоумением говорит:
— Забыл, как делать.

Теперь в эксперименте участвует 5-летний Дима. Первые два действия выполняются правильно. Затем следует «ошибка» взрос­лого, но Дима кладет кубик в нужное место и улыбается с видом превосходства. Взрослый опять допускает «ошибку». Мальчик выпол­няет задание правильно, но на сей раз не улыбается и шепчет: «В тарелочку». Когда партнер «ошибается» в третий раз, Дима шепчет: «Надо в чашку»,— но в то же время копирует неправиль­ное действие взрослого (кладет кубик в тарелку). После четвертой «ошибки» взрослого на лице ребенка недоумение, он повторяет за партнером ошибку и шепчет: «Можно и так». В дальнейшем Дима копирует все действия взрослого.
Лена (4 г.) — очень развитой ребенок. Программу она усваивает «с ходу». Вместе со взрослым партнером первые три действия вы­полняет верно. На взрослого она не глядит: уверена, что тот все делает правильно. В четвертый раз, выполнив действие, девочка случайно взглядывает на партнера, восклицает: «Ой!» — и быстро копирует его ошибку. Следующее действие взрослый вновь выпол­няет неверно; Лена поступает правильно, но, заметив «ошибку» партнера, вновь издает восклицание, вынимает кубик из чашки и дер­жит в руке. На лице ребенка растерянность. Девочка начинает плакать и отказывается от опыта.
Мы видели: вначале дети были уверены, что кто-кто, а взрослые не ошибаются. Мальчиков не смущает и первая ошибка взрослого, а Рома даже бравирует: вот, мол, я сделал правильно, а он ошибся. Постепенно, однако, уверенность их покидает; на смену приходят тревога, смущение, и дети начинают подражать партнеру. Особенно тяжело переживает эту ситуацию Лена. Еще бы: взрослый, неру­шимая опора, непогрешимый образец,— и вдруг ошибается. Нелегко выдержать такое; спасают слезы.
Опыты показали, что большинство 3-летних малышей копируют все ошибочные действия взрослого партнера. Старшие (5—6 лет) проявляют независимость значительно чаще; но и среди них поло­вина детей подражает неправильным действиям взрослого.  
Читайте также:

  • Иногда, дети сами не понимают, почему они подражали неправильным действиям …
  • Где родители и близкие взрослые проявляют по отношению к ребенку доброту и …
  • А что, если устроить «соревнование» детей со взрослым че­ловеком?
  • Чтение детям рассказа «Петушок с семьей» К.Д. Ушинского
  • Соблюдал ли малыш условие из чисто моральных соображе­ний, или просто боялс …
  • Просмотрено: 27 раз 24 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий