Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе может осуществляться на специальных занятиях (1 раз в квартал) и при помощи упражнений (5—7 мин), которые включаются в другие занятия не реже двух раз в месяц. Некоторые задачи воспитания правильного произношения вводятся в содержание занятий по развитию связной речи, ознакомлению детей с художественной литературой. Например, воспитатель обращает внимание детей на громкость, темп речи, на четкость и ясность произношения слов, фраз, звуков в процессе обучения их умению описывать содержание картин, во время пересказа, при изучении и чтении стихотворения.
В специальных упражнениях, включенных в занятия, в индивидуальной работе вне их детям предлагают для дифференциации пары звуков с — з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с —ш, з — ж, ц — ч, с(сь) — щ, л — р, то есть проводится различение свистящих (с — 3 и т. п.), шипящих (ш — ж и т. п.), свистящих и шипящих и, наконец, звуков л, р. В процессе дифференциации звуков предусматривается выполнение заданий, направленных на закрепление трудных для произношения звуков.
Сначала воспитатель предлагает детям поочередно произносить то один звук, то другой. Таким образом, параллельно с дифференциацией звуков идет их закрепление. Далее дети упражняются в различении звуков на слух: воспитатель произносит их в случайном порядке, дети выполняют соответствующее (заранее обусловленное) действие: например, поднимают руку, услышав звук с, хлопают в ладоши, услышав звук з.
Следующий этап работы — научить детей различать звуки в словах, четко, не смешивая, произносить их. В ходе игры дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Например, в игре «Кто убежал?» воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук з, то игрушку, в названии которой есть звук ж. Дети, произнося соответствующие слова, выделяют эти звуки голосом: козза, ежжик. Затем им предлагают различные задания на дифференциацию этих звуков на слух. Например, подобрать слова то со звуком з, то со звуком ж, выделить слова с этими звуками из фразы.
Важно научить детей четко произносить дифференцируемые звуки в самостоятельной речи. С этой целью подбираются фразы, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими дифференциации. В начале года воспитатель предлагает задания на выделение слов с теми или иными звуками из фразы. В дальнейшем, усложняя задание, воспитатель предлагает выделить такие слова из небольшого стихотворения. Чтобы облегчить нахождение слов, воспитатель использует наглядность: выставляет на столе столько елочек, сколько слов с заданным звуком в четверостишье. По мере называния слов игрушки убираются.
При произнесении чистоговорок, скороговорок одновременно с работой над звукопроизношением, дикцией отрабатывается нужная громкость голоса, темп.
Предлагая детям различные игры и упражнения, направленные на дифференциацию звуков, четкое произнесение их, особенно в тех словах, в которых они встречаются одновременно (старушка — звуки с и ш, железо — ж из, часовщик — ч и щ и др.), воспитатель ведет работу по уточнению их артикуляции, закреплению, т. е. строит занятия так, чтобы все дети (в том числе и с недостатками звукопроизношения) имели возможность в процессе дифференциации звуков поупражняться в правильном их произношении как в изолированном виде, так и в словах, фразах.
Одновременно с закреплением звуков проводится обучение умению четко различать их в произношении (не только на занятиях, но и в повседневном общении). Необходимо вести работу по выработке отчетливой речи.
Совершенствование произносительной стороны речи старших дошкольников идет параллельно с совершенствованием слухового восприятия, развитием фонематического слуха. Опираясь на знания и навыки, выработанные в предшествующие годы, воспитатель учит детей различать определенные группы звуков и дает более сложные задания: выделить из группы слов, фраз только те слова, в которых есть звуки, требующие четкого различения.
Предлагая детям загадки, воспитатель учит их не только узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует его наименование в качестве упражнений для развития фонематического восприятия: умение слышать определенный звук в слове-отгадке, отличать от другого звука, близкого по произношению и звучанию.
Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании стихов, потешек, считалок. Воспитатель обращает внимание детей на используемые им интонационные средства выразительности, учит правильно пользоваться ими (например, читать стихотворение грустно, весело или торжественно в зависимости от его содержания).
Воспитатель продолжает приучать детей изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Во время закрепления и дифференциации звуков, когда дети произносят чистоговорки, им предлагают произносить не только четко и внятно, но с различной громкостью (шепотом, вполголоса, громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Учат детей правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонациями (например, после заучивания стихотворения «Кто чей?» один ребенок может спрашивать, другой отвечать. Небольшие стихотворения дети читают по ролям); произносить в вопросительной и утвердительной форме («Заржавел железный замок?» — «Заржавел железный замок»).
У детей развивают речевое дыхание: им предлагается задание на протяжное произнесение гласных и отдельных согласных (фрикативных) звуков, например, с, щ, на произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением в них количества слов.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011