Цель: учить детей различать у растений ствол, стебель, ветки, листья, цветы; активизировать эти слова в речи; закрепить представления детей о повадках домашних птиц (уток).
Ход занятия
На столе воспитателя комнатное растение, имеющее ствол, например герань, 2—3 цветка в вазе (одуванчик, нарцисс, тюльпан). Рядом с растениями игрушка — утенок Кряк. На мольберте— крупная картинка с изображением дерева (дуб, береза).
Воспитатель просит детей сказать, что они видят на столе, на мольберте. Уточняет их ответы. «Кряк пришел,— поясняет педагог,— поиграть с вами и загадать вам загадки».
«Я знаю, кряк-кряк-кряк, много интересных слов,— говорит утенок.— Например, ствол… ветки… стебель… листья… А вы знаете, слышали эти слова?»
Кряк называет комнатное растение, стоящее на столе, просит детей помочь ему назвать цветы в
вазе. «Вот дерево, вот комнатное растение (называет его), а где ствол?» — спрашивает Кряк у малышей.
Воспитатель вызывает ребенка показать ствол дерева, ствол растения. Утенок оценивает ответ: «Прравильно (неправильно), кряк-кряк-кряк». Затем дети показывают стебель, листья, цветы, ветки.
Задания повторяются, но дети должны находить и показывать ствол (стебель, ветки и пр.) уже на другом растении. Воспитатель, завершая эту часть занятия, напоминает: «Ствол бывает у дерева, у некоторых комнатных растений, например у герани. Стебель есть у полевых и луговых цветов, есть и у садовых». Кряк благодарит детей за активность и предлагает послушать его любимый рассказ «Уточки».
Воспитатель дважды читает текст. С участием детей снова читает отрывок, в котором Вася зовет-скликает уточек.
В заключение проводится игра. Девочки изображают уточек, которые плавают, ныряют, добывая со дна вкусную тину и жирных червячков (закрепляются умения, полученные ранее). Мальчики помогают воспитателю звать уточек. Те возвращаются домой, переваливаясь с боку на бок. Затем уточек изображают мальчики, а девочки зовут их. И наконец, уточек изображают все дети, а зовет их воспитатель, которому помогает самый инициативный и хорошо запоминающий информацию ребенок.