Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи На этом этапе используются свои приемы обучения. Остановимся на их характеристике.
1. Игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.
В играх-инсценировках можно использовать фланелеграф.
Речевой материал для игр-инсценировок следует подбирать с учетом следующих моментов:
— слово, содержащее звук, который ребенок учится произносить четко и правильно, должно стоять в начале или в конце фразы (по данным Г. М. Ляминой, слова в середине фразы воспринимаются младшими дошкольниками гораздо хуже);
— звуки, трудные для произношения, вначале следует отрабатывать в словах, состоящих из слогов сг (согласный+гласный), а не ссг (согласный+согласный+гласный), так как последние трудны для трехлетнего ребенка;
— слова следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, в других — мягким: Мила-мыла, зонт-зебра;
— гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным в слове.
2. Использование стихотворных строк из программных произведений. Воспитатель напоминает отрывок, затем 2—3 раза повторяет его с детьми. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети «пекут оладушки» маленькой Аленушке и приговаривают: «Ой, лапушки ладушки, испечем оладушки» (закрепление звука а).
Воспитатель уточняет, из какой книжки (сказки) прочитан отрывок, напоминает ее название. (Этот прием позволяет без дополнительных затрат времени повторять с детьми программные произведения.)
3. На занятиях по звуковой культуре речи можно прочитать детям небольшое по объему новое программное произведение; затем воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют. Например, для закрепления произношения звука с целесообразно использовать народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х—стихотворение «Веселое лето» В. Берестова («Удивительный петух — сверху перья, снизу пух; хитрый хвостик вьется, в зубы не дается; девочке хохочется, ей смеяться хочется» и т. д.).
4. Дидактические упражнения типа «Узнай и пазов и». Например, дети достают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, в названиях которых встречается определенный звук (капуста, гуси, петух, удочка, дудочка — звук у). Или воспитатель заранее раскладывает на столах соответствующие картинки (изображениями вниз). В определенный момент занятия малыши берут по картинке и называют изображенный предмет, его цвет. (У нескольких детей могут быть одинаковые картинки.) По ходу игры картинками можно меняться.
5. Повторение детьми слов из текста, который рассказывает педагог. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки). Их имена — Пик, Пак, Пок. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.
6. Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако в целях воспитания у ребенка вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, если же это возможно — заменять их строчками из народных колыбельных песенок. По структуре они те же чистоговорки: баю-баю-баю — Катеньку качаю; баю-баю-бай — глазки закрывай; баю-бай, баю-бай — ты, собаченька, не лай; лю-ли, лю-ли, лю-ли — куколки уснули и т. д.
Исполнение колыбельных радует детей, положительно сказывается на атмосфере занятия в целом. К тому же это прекрасное средство для отработки речевого дыхания. (Колыбельная исполняется воспитателем и детьми 3—4 раза, последний раз — совсем тихо.)
Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенных положений языка, губ, необходимых для правильной артикуляции звука.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую примерную структуру:
I. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.
II. Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно произносит). Если это возможно, он связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф — песенка ежа; ц — белочки; пи-пи — пищит мышка; бип — сигналит машина и т. д.).
III. Педагог побуждает детей к произношению данного звука (звукоподражания), предлагая 3—4 варианта заданий. Например, вначале дети учатся петь песенку малышки Аленушки, затем показывают горло доктору Айболиту («Открой рот, скажи: аааа») и т. д.
IV. Детям предлагают 3—4 звукоподражания, в которых имеется отрабатываемый звук (фу, фью, уфф, бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания, как правило, включены в рассказ воспитателя (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; на воспроизведение заданного взрослым темпа речи, высоты и силы голоса; на отработку свободного, плавного, длительного (2—3 с) выдоха.
V. Детей упражняют в произношении звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 17 января 2011