Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: заставить детей задуматься над тем, как порою огорчают они взрослых своим плохим поведением; вызвать желание всегда поступать так, чтобы не расстраивать близких; учить пересказывать текст связно, подробно, выразительно.
Предварительная работа. Воспитатель накануне занятия дважды читает детям первую часть рассказа (до слов «Потом бабушка принесла из чулана мучной лоток…»). Предлагает подумать, каким должно быть продолжение рассказа, если он называется «Ссора с бабушкой». Ход занятия
Воспитатель напоминает детям содержание первой части рассказа, дает им возможность высказать предположения на счет того, чем закончилась ссора. Спрашивает: «Как вы думаете, бабушка волновалась из-за долгого отсутствия маленькой внучки, вашей ровесницы? Искала ее?» Подтверждает ответы цитатой из текста: «Я-то тут бегаю, ищу, кричу. Думаю — не в пруду ли утонула, не заблудилась ли где!» Уточняет: «Хорошо ли это — заставлять так волноваться пожилого человека?»
Читает вторую часть рассказа (если есть необходимость, дважды). Задает вопрос: «Когда и как поняла Танюша, что крепко обидела бабушку?» Читает соответствующий отрывок: «Бабушка вдруг сказала тихо и печально: «Нет, Танюшка, сов-сем ты… свою бабушку не любишь! Я-то тут бегаю, ищу, кричу. А тебе и… думки мало, что бабушка тут беспокоится. Вот какая ты у нас, Танюша… недобрая, бабушку совсем нё жалеешь!»
Воспитатель дважды повторяет отрывок, дети участвуют в чтении, договаривая окончания фраз (подчеркнуты).
— Что сделала Танюша в ответ на бабушкины слова? — спрашивает далее педагог. (Подбежала к бабушке, обняла ее за шею: «Бабушка, я тебя жалею» — и со слезами прижалась к бабушкиной щеке.) — Как вы думаете, добрая или все-таки недобрая девочка Таня? Почему же так случилось, что добрая девочка, бегая все утро по полям и лугам, ни разу о бабушке не вспомнила? И чем закончилась ссора?
В заключение беседы воспитатель читает текст (вторую часть рассказа), предупредив детей, что затем они будут его пересказывать.
Вызывает двоих детей, они договариваются между собой о том, кто начнет рассказ, а кто его продолжит и закончит. После них с пересказом выступает еще одна пара.
Заканчивается занятие игрой-драматизацией, которая повторяется 2—3 раза. Роль бабушки берет на себя воспитатель. Исполнительницы роли Тани меняются. Воспитатель предлагает оценить, кто из девочек сыграл удачнее всех. Затем как бы подводит итог: «Поняли, как можно самому, не желая того, огорчить дорогого человека — бабушку? Постарайтесь не повторять Танину ошибку».
Читайте также:
Просмотрено: 86 раз 27 ноября 2010