Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: рассказать детям о керамике; учить их, обследуя вещи из керамики, выделять ее свойства: водонепроницаемая, непрозрачная, покрыта глазурью, блестит, бывает разного цвета, звучит, распадается на куски от удара; учить различать и называть вещи из стекла, керамики, дерева, составлять маленькие рассказы— описания предметов.
Ход занятия
На столах детей — изделия из керамики (вазы, чашки, блюдца, подсвечники, кашпо, горшки для цветов, фигурки животных и т.п.). Педагог просит сказать, что они видят перед собой. Спрашивает, из чего сделаны эти вещи, как они выглядят. (Красивые, блестят; большинство — темных тонов.) Затем объясняет, что керамика — это глина, обожженная и часто глазурованная, покрытая глазурью. Дети повторяют новое слово — глазурь.
— Если керамические изделия — это изделия из глины, то каковы они по весу? — спрашивает педагог. (Дети работают с глиной на занятиях по лепке, поэтому могут ответить на вопрос.)
Затем дети по предложению воспитателя определяют вес той или иной вещи, подержав ее на ладонях, и приходят к выводу, что изделия из керамики довольно тяжелые.
— Почему мы видим здесь так много керамических ваз, кашпо, посуды, то есть вещей, в которые можно наливать жидкости? — задает воспитатель новый вопрос. Выслушивает и обобщает ответы детей:
— Керамические изделия не пропускают воду. Они, как и изделия из стекла, водонепроницаемые.
А почему кашпо и горшки для цветов делают из керамики, а не из стекла? (Керамические вещи непрозрачные — не видны земля и корни растений. Кашпо и горшки из керамики очень красивы.)
Потрогайте, пощупайте изделия из керамики,— советует -педагог. Дети отмечают, что они тяжелые, гладкие; некоторые — с узорами, узоры выпуклые; края и дно ваз, кашпо шершавые; там, где нет глазури, сразу можно определить, что изделие из глины.
— Как вы думаете, что будет, если уронить керамическую вещь?—спрашивает воспитатель и формулирует очередной вывод: глина, раскатанная и обожженная, от удара распадается на куски.
Далее дети отвечают на вопрос, звучат ли керамические вещи. Легонько ударяя карандашами по вазе, они отмечают, что слышится мелодичный звук, похожий на звук, который издает стеклянная посуда.
Воспитатель обобщает результаты наблюдений, перечисляет свойства керамики. Подчеркивает, что благодаря этим свойствам керамика широко используется в быту. Просит оглядеть комнату и назвать изделия из керамики, которые находятся в ней постоянно. Затем дети припоминают вещи, которые они видели в магазинах, в кинотеатрах и т. д.
Воспитатель ставит на стол коробку с мелкими изделиями из керамики, стекла, дерева. Ребенок выходит к столу, берет из коробки вещь, называет ее и материал, из которого она изготовлена, дает описание. Например: «Это маленькая плоская керамическая ваза-тарелочка. Она на низеньких ножках. Цветы вставляются в дырочки. Мне кажется, что это удобная и красивая ваза». Или: «Это хохломской стаканчик для карандашей. Он из дерева, поэтому очень легкий. Это красивая вещь, как и все хохломские изделия».
В заключение детям предлагается несколько загадок, например: «Тяжела я, но хрупка. У меня глазурованные бока»; «Прозрачное, блестящее, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь!»; «Не тону, с топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь, от огня берегусь!».
Читайте также:
Просмотрено: 73 раз 25 ноября 2010