Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева)

А что делает в течение дня няня и как вы можете помочь ей? Что вы знаете о работе заведующей детским садом? А как трудятся наши повара? Какие машины и механизмы имеются в их распоряжении? Чт

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

Ход занятия
Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой месяц зимы. Выслушав ответы детей, продолжает:

— Зима — чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны. Вам не показалось странным, что ч сказала «картины написаны»? Я не ошиблась — так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Демонстрируется картина «Зимние развлечения». (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.) Воспитатель задает ряд вопросов:

— Как можно назвать картину? Какое время года и время суток запечатлено на картине?
Какая погода стояла в тот зимний день?
Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Однажды в зимний теплый солнечный день детский сад вышел на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?
Кто-то из детей начинает рассказывать о ребятах, катающихся с горы.

«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке»,— предлагает воспитатель. Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка выйти к столу, чтобы рассказать о том, как дети катаются с горы. Сама начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний день выбежали на участок дети. Одни из них сразу же побежали на горку»,— и передает слово ребенку.
Затем педагог привлекает внимание детей к снеговику. Они рассматривают этот фрагмент. Кто-нибудь обобщает результаты наблюдений в маленьком рассказе.
«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях»,— напоминает педагог. И дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

Я сказала: много людей работает в детских садах. Я не ошиблась? Люди каких профессий трудятся в дошкольных учреждениях?
Рядом с детьми всегда воспитатель и няня. Расскажите поподробнее о том, что входит в обязанности воспитателя. (Встречает детей, беседует с родителями, организует игры, проводит занятия и т. д.)

А что делает в течение дня няня и как вы можете помочь ей?

Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

А как трудятся наши повара? Какие машины и механизмы имеются в их распоряжении?

Что это за должность — воспитатель-методист детского сада? Где его рабочее место?

Хорошо, когда в детском саду есть своя медицинская сестра — не надо каждый раз ходить в поликлинику! Что делает в детском саду медицинская сестра?

Заканчивает беседу воспитатель так: «Сегодня мы постарались побольше узнать об обязанностях сотрудников детского сада. Как вы думаете, чья же работа интереснее и почему?» Выслушивает ответы детей. Задает новый вопрос: «А чья же работа важнее? нужнее?» Формулирует вывод: «Одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше».

Занятие продолжается. Воспитатель называет детям слова шел, ушел, зашел, пришел. Спрашивает, как они образовались (к слову шел приставили буквы: за-шел, при-шел, у-шел), какие другие слова, похожие на слово шел, можно образовать таким же образом (дошел, перешел, отошел, сошел, вышел). (За правильный ответ дается фишка.) Затем дети образовывают новые слова от глаголов бежал, шалил, лез.

Развитие и воспитание дошкольников