Пересказ рассказа «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина

Заслушиваются пересказы (2—3). Далее проводится драматизация начала рассказа. (Воробей поет, к нему подползает, «тюпая», котенок, один воробей предупреждает остальных (5—6), они слетаются и

Цель: учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание рассказа; воспитывать интонационную выразительность речи; вызвать у детей желание познакомиться с другими рассказами про Тюпу и полюбоваться рисунками автора.

Предварительная работа. Педагог знакомит детей с Тюпой — героем цикла рассказов Е. Чарушина. (Е. И. Чарушин.
«Тюпа, Томка и Сорока». Любое издание.) Читает рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой». Рассказывает о писателе и художнике Евгении Ивановиче Чарушине, показывает его книги с рисунками автора.

Ход занятия
Педагог спрашивает, кто такой Тюпа и что детям уже известно о нем. Предлагает воспроизвести следующую фразу: «Тюп-тюп-тюп-тюп. Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (1—2 хоровых и 5—6 индивидуальных повторений.)

— Сегодня я прочту вам рассказ про Тюпу,— говорит педагог.— Он называется так: «Почему Тюпа не ловит птиц». Интересное название, не правда ли? Все кошки охотятся за птицами, а Тюпа их почему-то не ловит. Почему, как вы думаете?
Выслушав мнение детей, она читает первую часть
рассказа до слов: «Некого Тюпе ловить…» Спрашивает, понравился ли рассказ и что особенно в нем понравилось. Зачитывает 2—3 названных детьми отрывка. Напоминает:

— Вначале воробей сидел и песни чирикал. Как он пел свое «чив-чив»? Да, весело. Спойте-ка все вместе эту веселую песенку… Теперь спойте чуть тише, но звонче.

А потом как и о чем заверещал воробей? (Сердито, с негодованием: «Чив-чив! Разбойник ползет! Вот он где прячется! Вот он где!» — 1—2 хоровых ответа и индивидуальные повторения.)

Услышали этот крик воробьи и… слетелись на помощь. Кто на куст сел, а кто… прямо на дорожку, перед Тюпой.

И стали кричать, галдеть, чирикать. Что стали делать?

А о чем они потом друг другу рассказывали?

Воспитатель читает тот же отрывок, предупредив детей, что потом они будут его пересказывать.

Заслушиваются пересказы (2—3). Далее проводится драматизация начала рассказа. (Воробей поет, к нему подползает, «тюпая», котенок, один воробей предупреждает остальных (5—6), они слетаются и «кричат» на Тюпу, тот убегает.)

Воспитатель предлагает повторить драматизацию и оценить игру исполнителей.

В заключение педагог читает рассказ целиком.

Развитие и воспитание дошкольников