Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: напомнить детям приметы ранней осени; помочь определить приметы глубокой осени при рассматривании картины и фотографий, при анализе поэтических строк и узнать эти приметы в стихотворении А. Н. Плещеева; помочь запомнить стихотворение, выразительно читать его.
Ход занятия
— Какое сейчас время года? — интересуется воспитатель, начиная занятие. (Осень.) — А какой осенний месяц наступил? (Октябрь.)
Октябрь — второй месяц осени, а всего их три: сентябрь, октябрь, ноябрь. Сентябрь — месяц ранней осени, когда еще тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в нарядных желтых, оранжевых и красных одеждах. Люди занимаются уборкой овощей, консервированием. Собирают также ягоды: рябину, калину, шиповник, клюкву, заготовляя их на зиму, впрок
.
«Летний день — год кормит»,— говорят в народе. Это можно сказать и о сентябре: «День сентября — год кормит».
Но теплые осенние дни стоят совсем недолго. Начинаются сильные ветры, дожди. Осень становится полноправной хозяйкой. Какой хозяйкой? А теперь послушайте стихи об осени.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость…
(С. Есенин)
Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес…
(М. Исаковский)
Чтение стихов педагог сопровождает демонстрацией соответствующих иллюстраций, фотографий. Во время рассматривания она предлагает детям дополнить ее рассказ об осени.
Выслушав детей, педагог читает стихотворение «Осенью» А. Н. Плещеева. Спрашивает, в каких строчках говорится о чем-то знакомом детям (в строчках про озимь). Предлагает вспомнить, что же такое — озимь, зеленеющая на полях в ту пору, когда вся трава вянет и желтеет.
Затем воспитатель повторяет стихотворение. Спрашивает, понравилось ли оно, какое это стихотворение. Просит назвать перечисленные в нем приметы осени.
Рассказывает, что стихотворение «Осенью» написано замечательным русским поэтом Алексеем Николаевичем Плещеевым, написано давно. Эти стихи учили еще мамы и бабушки детей. Должно быть, они помнят это стихотворение и сейчас, потому что стихи А. Н. Плещеева удивительно легко читаются, долго помнятся.
Обращает внимание детей на незнакомый им оборот: «Туча небо кроет». Просит припомнить, что сказано о дожде (не идет, не капает, а моросит), как сказано о ветре (не дует, не свистит, а воет).
— А теперь закройте глаза и представьте себе осеннюю картину: туча закрыла небо, моросит дождь, воет ветер,— предлагает педагог,— что вы почувствовали? Чего вам захотелось? (Захотелось солнца, тепла и др.)
Поскольку для восприятия детей трудна фраза «Воды зашумели быстрого ручья», для лучшего ее запоминания воспитатель может использовать прием «Спрашиваю — отвечай!». «Воды зашумели быстрого ручья?» — обращается она к детям. «Воды зашумели быстрого ручья»,— отвечают те хором, после чего следуют 3—4 индивидуальных повторения.
Затем педагог спрашивает, как, по мнению детей, следует читать это «осеннее» стихотворение. (Не спеша, не напрягая голоса, используя интонации грусти.) Читает стихотворение еще раз. Далее стихотворение читают дети. Педагог напоминает, что следует сказать перед чтением: Алексей Николаевич Плещеев. «Осенью».
В заключение воспитатель еще раз читает стихотворение сама. Дети очень тихо (почти шепотом) читают вместе с ней.
Завершая занятие, педагог предлагает детям спросить у своих родителей, бабушек и дедушек, помнят ли они это чудесное стихотворение, прочитать его дома.
Читайте также:
Просмотрено: 155 раз 24 ноября 2010