Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: учить детей логично и последовательно рассказывать о том, что они видели, делали, отыскивая приметы осени (опора на коллективный опыт); рассказать о том, что наша речь состоит из слов.
Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки в природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто умеет и любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные наблюдения. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком; долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, а другого под корой березового чурбачка; потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка; привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго,— машина это делает в несколько раз быстрее.)
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут рассказывать о том, как искали приметы осени. Просит подумать, о чем можно рассказать так, чтобы всем было интересно. Выслушивает предложения детей. Показывает им рисунки в альбоме, напоминая о забавных и интересных находках.
— Рассказывать нужно так: какую примету осени искали, где и как искали, что обнаружили,— напоминает воспитатель.— А сейчас я начну, а вы продолжите мой рассказ. Наступил сентябрь — первый месяц осени. Похолодало, а потом потеплело. «Лето вернулось!» — обрадовались дети. «Нет, это всего-навсего ранняя осень,— возразили взрослые.— И приметы ее налицо…»
Дети продолжают рассказ воспитателя (2—3 ответа). Если возникают затруднения, педагог приходит на помощь: подсказывает направление поиска, например:
«Чем больше мы искали, тем больше примет осени находили. Однажды мы зашли на наш огород и увидели… Как-то раз решили посмотреть, как одеты люди, вышли на улицу и очень удивились…» И т. п. Затем воспитатель дает оценку рассказам, хвалит детей, подчеркнув, что раньше рассказов по памяти они не составляли.
Произносит ряд слов: осень, ранняя, поздняя, дождь, прохладно. Спрашивает, что, по мнению детей, она сейчас произнесла (разные слова, характеризующие осень). Предлагает им сказать несколько любых других слов. Объясняет, что речь состоит из слов. Каждое слово имеет определенное звучание. Некоторые слова звучат похоже друг на друга: Мила — мыла, певунья — плясунья, кит — кот.
Затем педагог предлагает назвать детские имена, похожие на имя Кирюшка (Андрюшка, Катюшка, Ксюшка)и на имя Маша (Даша, Саша, Наташа, Яша, Аркаша). В заключение она еще раз подчеркивает, что речь состоит из слов, что слова произносят.
Читайте также:
Просмотрено: 88 раз 24 ноября 2010