Цель: предложить детям вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ.
Предварительная работа. За несколько дней до занятия воспитатель помещает в книжном уголке иллюстрированное издание русской народной сказки «Заяц, лиса и петух». Предлагает детям рассмотреть рисунки, выполненные к этой книге, и охарактеризовать зайца.
Ходзанятия: Воспитатель просит детей назвать известные им русские народные сказки. За каждый правильный ответ вручает игрушечного пластмассового зайчонка (из набора предметов для счета). Следит за правильностью ответов: если кто-то называет сказки других народов или авторские, игрушка не выдается. Всякий раз дети повторяют хором название сказки.
Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку. Приводит пример: «Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец». Предлагает детям повторить концовку сначала всем вместе, затем двоим-троим индивидуально.
— А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову,—
продолжает разговор воспитатель,— книжища — домище — чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Да, о больших предметах. Назовите другие слова, похожие на эти.—(За правильный ответ дает зайчика или какой-либо другой мелкий предмет из набора.)
Послушайте-ка, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц-хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».
Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ.
— Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане? — размышляет педагог. Выслушав ответы детей, он предлагает послушать сказку.
Читает (или рассказывает) сказку «Заяц-хвастун». Спрашивает, все ли слова понятны детям. Отмечает похвалой тех, чье внимание привлекли слова кокорина (коряга) и гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).
— Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц-великан? — повторяет вопрос воспитатель. Просит детей охарактеризовать зайца (сначала хвастун и трусишка — увидев тетку ворону, испугался, а потом — храбрец).
Затем воспитатель напоминает диалог тетки вороны и зайца-хвастун и с помощью детей драматизирует этот отрывок:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
— Боле не хвастай!
Далее сценка повторяется 1—2 раза другими детьми.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает детей, на кого, по их мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах: на зайца-хвастуна или на зайца-горемыку из сказки «Заяц, лиса и петух».