Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный, соленый, длинная, круглый и др.
Предварительная работа: перед занятием организуются 1—2 целевые прогулки на огород. Детям показывают, как растут морковь, свекла, капуста, картофель. Они рассматривают овощи, исследуют на ощупь, характеризуя цвет, форму и другие признаки. В те дни, когда в меню значится винегрет или салат, целесообразно договориться с поваром и принести детям попробовать тот или иной овощ в «чистом» виде (сырой или вареный).
Ход занятия
На столе воспитателя — хорошо вымытые овощи: морковь, свекла, картофель, капуста, помидоры (набор их может быть и иным). Воспитатель показывает овощи. Дети называют их. Обращается внимание на цвет, форму и другие признаки и свойства.
Затем педагог вызывает двух-трех детей поочередно и просит найти тот или иной овощ среди других. («Найди и покажи детям морковь».) Далее он предлагает поучиться определять овощи на ощупь (дидактическая игра «Чудесный мешочек»). Говорит, что в его мешочке лежат те же овощи, что и на столе. Не заглядывая в мешочек, надо определить овощ на ощупь и назвать его.
Если ребенок выполнит задание правильно, овощ оставляют на столе среди других. Если ошибся, возвращают в мешок.
Кому-нибудь из детей можно задать вопрос, по каким признакам они определили, что лежало в мешочке.
Затем воспитатель проводит упражнение «Угадай овощ по
вкусу». Вызванный к столу ребенок закрывает глаза. Педагог вилочкой берет с блюдца кусочек овоща (приготовлены заранее), показывает всем, затем кладет в рот ребенку. Тот определяет, что это и какой овощ — вареный, сырой или соленый. Так малышу дают попробовать вареную и сырую морковь, картофель, помидор и соленый огурец.
В заключение воспитатель говорит, что на сегодняшнем занятии дети узнали много интересного об овощах.