Игры на слуховое восприятие и когнитивные процессы

А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, повернитесь спиной ко мне и слушайте внимательно. Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем я играла. Правильно, Наташа

Скажи, что звучит?

Цель: различать звучание различных музыкальных инструментов: (колокольчика, барабана, дудочки).

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитательница напротив за столом. «Дети, смотрите, что я принесла — это барабан. Послушайте, как я бью палочками в барабан: трам-там-там, трам-там-там. А теперь, Вова, подойди побей в барабан палочками. Кто еще хочет. А это колокольчик динь-динь-динь. Вот как он звенит. Подойди, Люся, позвени колокольчиком. Так, а это дудочка, послушайте, как я буду на ней играть ДУ-ДУ-ДУ (детям дудочку в руки не дает).

А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, повернитесь спиной ко мне и слушайте внимательно.
Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем я играла. Правильно, Наташа угадала, я играла на дудочке.
Еще раз отвернитесь и послушайте, что звучит. Правильно, Юра, барабан».
Для усложнения игры можно ввести еще какие-нибудь музыкальные инструменты. Например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Что я делаю?

Цель: различать по звуку действия с различными предметами: мяч, 2 кубика, говорящая кукла, озвученный волчок и т. п.

Ход игры: дети сидят, воспитательница прячется за ширму, стоящую перед ней (ширма закрывает ее до пояса), игрушки за ширмой. Воспитательница предлагает детям сидеть тихо, послушать и угадать, с какой игрушкой она будет играть. Уходит за ширму, берет, например, мяч и бросает его на пол. Спрашивает одного ребенка: «Лена, как ты думаешь, с чем я играю?» Если ребенок не угадал, повторяет игру с мячом и спрашивает другого.
Затем стучит кубиком о кубик или заводит волчок. Дает время детям послушать и опять спрашивает. Когда ребенок дает правильный ответ, дети и воспитательница хлопают в лапоши.
Наиболее пассивных детей можно звать за ширму, чтобы они там также играли с теми же игрушками, воспроизводя те же звуки.

Где звенит? (Куда спрятался Вова?)

Воспитательница дает одному ребенку погремушку или колокольчик, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Няня подзывает к себе детей, чтоб их отвлечь.
Воспитательница в это время прячется где-нибудь в комнате или выходит за дверь вместе с ребенком и предлагает ему звенеть погремушкой. Дети по направлению звука отыскивают спрятавшегося товарища. Игра повторяется по желанию детей. В дальнейшем дети прячутся самостоятельно.

Чего не хватает?

Цель: определить, что спрятано. Для игры используются игрушки средней величины, можно предметы домашнего обихода (4-8 штук).

Ход игры:
10-12 детей сидят на стульях полукругом. Воспитательница у стола лицом к детям.
«Дети, смотрите что я вам принесла! Вы называйте, а я буду ставить на стол». Дети называют предметы, воспитательница ставит их на стол и еще раз называет каждый предмет. Затем воспитательница закрывает салфеткой расставленные предметы и один из них незаметно для детей прячет к себе на колени. Чтобы привлечь внимание детей, считает до трех и затем снимает салфетку. «Дети, кто скажет, что я спрятала, чего здесь не хватает? — Кто хочет сказать? Ты, Наташа? Правильно, Наташа, здесь лежала куколка, вот она, возьми. Теперь еще раз посмотрим, что у нас?» Еще раз показывает предметы, предлагает детям их назвать и таким же образом закрывает их и прячет новый предмет. Игра повторяется несколько раз.
Усложняя игру, можно вводить большее число предметов. Таким же образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3 предметов, добавляя постепенно до 5-6.
Изменение количества предметов на столе дает возможность участвовать в игре детям с разной степенью внимания и памяти.

Сюрпризы.

Цель: запомнить и сказать, что в пакетиках.

Берутся мелкие предметы и игрушки, завернутые каждый в бумажную салфетку (по количеству детей).

Ход игры: подгруппа 8-10 человек вокруг двух сдвинутых столов. Воспитательница приносит и ставит на стол коробку с пакетиками. «Я принесла вам коробку, а в ней какие-то пакетики. Интересно, что это такое? Хотите посмотреть?» Вынимает один пакетик и, проявляя большую заинтересованность, разворачивает. «Что это?». Дети называют. Если дети не могут назвать предмет, называет его сама и ставит на стол. Затем дает пакетик одному ребенку, предлагает развернуть, сказать, что у него, и показать детям. Таким образом все пакетики развернуты, бумага аккуратно сложена. Все выставленное на стол рассматривается. Выясняется, для чего служит тот или иной предмет, его цвет, форма и т. п. Затем воспитательница предлагает каждому завернуть один предмет и положить снова в коробку. «Что ты завернула в пакетик, Наташа?, — спрашивает воспитательница.-А Юра? А Вова?» и т. д. Тем самым воспитательница заставляет каждого ребенка вспомнить название завернутого им предмета.

Угадай-ка!

Цель: угадывать действия других детей.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитательница напротив. Воспитательница предлагает одно: му из детей выйти из комнаты или спрятаться за шкаф, чтобы он не видел, что делают остальные дети, и показывает какое-нибудь действие, которому дети должны подражать. Например, все должны умываться, или причесываться, или пить из чашечки, зашнуровывать ботинки и т. п. Воспитательница предлагает позвать ушедшего ребенка, говоря стихотворение, известное в детских учреждениях, которое дети за ней повторяют;

Выходи-ка, наш товарищ, Посмотри-ка ты на нас, Угадай-ка, наш товарищ, Что мы делаем сейчас, Что мы делаем, не скажем, Что мы делаем, покажем.

Ребенок подходит к детям, воспитательница совместно с детьми начинают выполнять задуманное действие, Угадавший садится в круг, а другому ребенку предлагается выйти из комнаты, и игра повторяется.

Сделай, как было.

Цель: заметить перемену в расположении игрушек. Берутся 4-5 игрушек, знакомых детям (пирамида, автомобиль, кукольная кроватка, кукла).

Ход игры: 10-12 человек сидят на стульях полукругом. Воспитательница, сидя за детским столом перед детьми, вынимает из мешочка игрушки, рассматривает их с детьми, называет и расставляет на столе. «Посмотрите, дети, на эти игрушки, как они лежат на столе. Подойди к столу, Наташа, посмотри внимательно и запомни, где что лежит. Ты отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься — скажешь, что я переложила и сделаешь, как было. Отвернись!» — Перекладывает, например, куклу кладет на кровать. Обращается к Наташе: «Теперь посмотри и сделай, как было, скажи, где была кукла? Правильно. Кукла на кровати не лежала, она сидела вот тут на стуле». Наташа садится на место. Вызывает второго ребенка и снова повторяет то, что говорила Наташе. Когда он отвернулся, кладет, например, пирамиду на машину. Таким образом, перемещая игрушки, она предлагает по очереди сказать, что изменилось и сделать, как было.

Усложнение игры может быть за счет увеличения количества предметов. Когда игра усвоена, можно предложить отвернуться всем детям, а затем вызвать одного из них, чтобы он сделал, как было.

Кто ушел?

Цель: угадать, кто ушел.

Ход игры:
половина группы детей сидит на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Воспитательница говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел? Вызывает 4 детей. Трое садятся в ряд, 4-й напротив них. Воспитательница предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется/ Угадывающий возвращается и садится на свое место» «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел»? Если он угадал, спрятавшийся выбегает, и все хлопают в ладоши. Эта четверка садится на свои места, а воспитательница вызывает новых 4 детей, и игра возобновляется.
Усложнение! увеличивать число детей и угадывать, кто ушел из 4 и 5 детей.

Просмотреть Объявления недвижимости в Бишкеке в интернете.

Развитие и воспитание дошкольников