Сюжетно-отобразительная игра является «преддверием» игры сюжетно-ролевой, типичной для детей-дошкольников. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре ― общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что и в сюжетно-отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.
Начиная с раннего детства, постепенно. малыш узнает назначение предметов; в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают социальный опыт человеческой деятельности. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче в ней проявляется знание им назначения предметов (игрушек)―их характерных свойств, того, как их использовать, как относиться к ним. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что покупать и подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его опыту. Именно ситуации общения, которые сначала неосознанно отражаются ребенком в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.
Уже с рождения ребенок включается в систему социального общения. Поэтому ему не приходится самому открывать способы действий с предметами, он перенимает их от взрослых, которые зачастую учат ребенка, не осознавая этого. Исторически сложившиеся способы действий с предметами малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится осознавать, что он действует, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Ребенок-дошкольник активно заявляет о взятой на себя роли. Возникает сюжетно-ролевая игра, одна из особенностей которой состоит в том, что действия с игрушками в ней зависят от игровых отношений, определяемых ролями, взятыми на себя детьми.
Игра младшего дошкольника требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие.
Дети четырех-пяти лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло, у «больных детей» должны быть свои «папы» и «мамы» ― развертывается ролевая игра.
Для ребенка шести-семи лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушкам и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть, не столько в самой игре, сколько в источнике, ее питающем, т. е. в реальной жизни общества, членом которого является ребенок. В ролевой игре старших дошкольников отражается современная общественная жизнь. Это уже не только игры в семью, в школу, в больницу, но и в покорение стихии моря и космоса, в сбор урожая, строительство трассы БАМ и т. д.
Современность предстает перед ребенком как труд взрослых. Начинает трудиться и сам ребенок. Его трудовые операции так же, как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка, веник и т. д. Полотенцем вытирают мокрую тарелку, веником метут сор, тряпкой стирают пыль, ножницами режут бумагу или ткань, лопаткой копают землю, чтобы посадить цветок, и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый им из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство игрой со стороны
взрослых делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно расширяющей кругозор ребенка.
Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые различные игры, не заменит ребенку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, если ребенок один в семье и не посещает детский сад, иногда может привести к перевозбуждению его нервной системы. Как уже говорилось, детям дошкольного возраста свойственно играть в ролевые игры. Однако, играя в одиночку, ребенок возбуждается от обилия взятых на себя ролей, необходимости действовать за всех сразу (например, при игре в китобойную флотилию он и капитан корабля, и матросы, и гарпунер, и кит одновременно). Естественно, что после такой игры он будет излишне подвижным, крикливым, даже раздражительным. Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребят подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья ― вагонами поезда, шишки ― смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребенка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Не зная, что в игре маленького фантазера простые предметы вроде ластиков или желудей обозначают, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, например различные корабли в морском бою, они могут предположить у ребенка бред. Воспитатели детского сада должны объяснить это родителям и помочь им обогатить игру их детей игрушками-самоделками, в том числе из природного и бросового материала.
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а. следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка ― верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.
Каким же требованиям должны удовлетворять игрушки независимо от того, детям какого возраста они предназначаются? Прежде всего это педагогическая содержательность, поскольку игрушка ― одно из действенных средств всестороннего воспитания ребенка. Она должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности. При подборе игрушек необходимо учитывать и качественные преобразования игровой деятельности детей в зависимости от их возраста.
Читая эту книгу, воспитатели детских учреждений найдут в ней богатый материал, который они смогут использовать в своих беседах с родителями о том, как создать дома необходимую предметную среду (игрушки, атрибуты, предметы-заменители) для самых различных игр детей.