Не у каждого преподавателя достаточно высокий методический уровень и хорошо получаются все виды аппликационных работ. У одного учителя лучше организована работа с аппликацией из бумаги, у другого — из ткани, у третьего — из природных материалов (соломы, засушенных листьев, тополиного пуха и др.). Большую помощь учителям в обобщении и передаче имеющегося опыта оказывают методические объединения школ, районов, семинары при Домах пионеров.
На заседания методических объединений учителя обычно приносят альбомы с аппликациями, самодельные наглядные пособия, ученические работы. Передача положительного опыта, анализ недостатков, взаимное дружеское общение позволяют каждому учителю — руководителю кружка перенять что-то новое, интересное в нелегкой, но увлекательной кружковой работе.
Опыт показывает: для того чтобы научить детей правильным навыкам, учитель сам должен в совершенстве владеть ими. Тогда ему легче заметить характерные ошибки в работе учащихся и предложить пути их исправления. Поэтому многие руководители кружков имеют свои альбомы аппликаций, в которых они годами собирают выполненные ими композиции. В специальных папках они сохраняют и лучшие ученические работы для демонстрации их во время занятий.
При подготовке к занятиям руководителю кружка необходимо просматривать литературу по изобразительному искусству/трудовому обучению, статьи из журнала «Начальная школа». Некоторые занятия целесообразно сопровождать показом цветных учебных диафильмов и кинофильмов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Для облегчения выполнения аппликационных работ предлагаем некоторые практические советы.
Шрифт. Буквы из брускового шрифта для аппликации чертят на листке в клетку и кладут их на лицевую сторону цветной бумаги. Оба листа закрепляют канцелярскими скрепками и вырезают.
Несимметричные фигуры, некоторые буквы (к, я, щ, и и др.) размечают в зеркальном изображении на изнаночной стороне цветной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на стол копировальным покрытием вверх. На нее кладут изнаночной стороной цветную бумагу, затем лист бумаги в клетку с нарисованными буквами или фигурами. Все листы скрепляют канцелярскими скрепками. Твердым карандашом или шариковой ручкой по линейке обводят буквы. Закончив работу, скрепки снимают, бумагу разбирают и по изнаночной стороне цветной бумаги вырезают буквы в зеркальном изображении (рис. 190).
При работе с нелинованной бумагой можно пользоваться «волшебной палочкой», представляющей собой полоску из тонкого картона или пластмассы. Длина полоски — 15—20 см, а ее ширина зависит от размера элементов буквы выбранного шрифта.
Пользуются полоской следующим образом:
- проводят линию, на которой будут стоять буквы;
- прикладывая к ней «палочку», последовательно проводят пять горизонтальных тонких линий;
- затем «палочку» кладут вертикально и проводят линии с двух сторон
Переставляя последовательно «палочку» вправо, прочерчивают необходимое количество линий. Получают сетку, в которой вычерчивают буквы.
Узкие буквы (А, Н, П, Р и др.) рисуются размером пять на три клеточки, а широкие (М, Ж, Ш, Ю и др.) размером пять на пять клеточек.
Если по длине «палочки» разметить пять квадратов, тогда не обязательно чертить всю сетку, а можно провести горизонтальную и вертикальную линии и по квадратам отмерять толщину и высоту букв одновременно (это для старших ребят).
Двойной лист. Гирлянду из флажков, цветов, бабочек вырезают из сложенного листа бумаги. Одну половину смазывают клеем, вкладывают внутрь по линии сгиба нитку и склеивают гирлянду.
Другой способ изготовления гирлянды: подготавливают две полосы из узкой тесьмы, толстых ниток или широкую бумажную полосу (50—60 мм). На тесьму или бумагу наклеивают бумажные цветы и листья.
Читайте также:
{related-news}
Просмотрено: 0 раз 21 сентября 2012