Вырезание. Выполняя аппликации, дети учатся правильно обращаться с ножницами, резать точно по прямой линии. Они упражняются в нарезании квадратов из полоски бумаги, а из полученных квадратов — треугольников.
Первые упражнения по овладению навыками вырезания состоят в отработке умения отрезать полоски шириной 20— 30 мм сначала из листов бумаги в клетку, а затем по разметке из цветной бумаги.
Закрепление навыков вырезания по прямым линиям проводят при выполнении различных работ из бумаги и оформлении объектов труда аппликацией из геометрических фигур.
На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки при вырезании силуэтов овощей, фруктов и несложных плодоножек, листьев, веточек, цветов. Затем дети вырезают буквы, силуэты животных, сложные цветы, деревья.
Как правильно хранить, держать и передавать ножницы, вырезать по прямой линии и окружности, показано на рисунке 91.
При вырезании ножницы нужно держать в одном направлении концами от себя, а бумагу перемещать левой рукой по направлению реза.
Углы вырезают обязательно с двух сторон (рис. 91).
Стараются делать меньше перехватов при вырезании, чтобы меньше было зубчиков на линии отреза. Для этого бумагу вкладывают между лезвиями ножниц как можно глубже. Плохой срез получается, если вырезать по линии выполненного сгиба. Аккуратные линии отреза получаются, если вырезать по линии, намеченной карандашом. Простые фигуры ученики могут вырезать и без разметки, это закрепляет навык взаимодействия рук и глаз, развивает глазомер. Чтобы получить много полосок, бумагу можно нарезать на подкладной доске по размеченным линиям ножом вдоль фальц-линейки.
Большой навык в работе с ножницами учащиеся получают при вырезании салфеток и снежинок. Квадраты, круги из бумаги складывают в 4—6—8—16 раз, и вырезают из них без разметки простые, а затем и сложные узоры (рис. 92). Таким же способом вырезают и рамки для заголовков (рис. 93).
Особые умения и навыки требуются для изготовления елочных гирлянд (рис. 95). Полоску бумаги складывают «гармошкой», держат, плотно сжимая все ее слои, и вырезают основной узор, наклоняя ножницы немного вправо.
Полученные звенья гирлянды соединяют между собой тонким шнуром (шпагатом), приклеивая к верхней части гирлянды, к верхней и нижней одновременно или размещая их посередине.
Гирлянда может быть односторонней или двусторонней.
С оборотной стороны при односторонней гирлянде на шнур наклеивают в середине каждого цветка цветные кружочки.
Если снежинку или цветы вырезают, отступая от края бумаги, то оставшийся узор называют трафаретом (рис. 96). Его можно приложить к стеклу и закрасить разведенным в воде мелом или зубным порошком.
Бумажные снежинки можно наклеить клейстером на стекла окон или подвесить на нитки под потолком классной комнаты, актового зала.
Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая для работы сначала простые, а затем более сложные объекты труда. Вырезание по прямым линиям закрепляют при выполнении узоров из полосок. Учитель, показывая разные виды орнамента из полосок,
рассказывает, как ими можно оформить обложки тетрадей, альбомов или окантовать готовые аппликации.
На первом занятии все ученики нарезают полоски шириной 5 мм и оформляют узором обложку книжки-малютки (рис. 97). На следующем занятии им предлагается взять двойной листок в клетку и на нем по своему выбору наклеить узор. В последующем такую работу выполняют на нелинованной бумаге.
На рисунке 98 показано, как изготовить простую закладку для книг.
Большая аккуратность требуется при плетении различных ковриков из полосок цветной бумаги. Выполняя работу, дети учатся аккуратно прорезать бумагу и продевать полоски через прорези. Концы полосок коврика по краям подгибают и наклеивают дополнительные полоски.
Много новых узоров могут придумать сами ученики. Из полосок можно придумать аппликацию на определенную тему. На рисунке 101 разработана тема «Нефть Сибири». Эту аппликационную работу можно предложить выполнить при изучении полезных ископаемых нашей страны.
На каждом занятии учитель напоминает детям о правилах работы с ножницами, особенно если они работают за партами, без специального планшета.
Рис. 91
TBegin:http://parohod.kg/uploads/posts/2012-09/1348132129_applikaciya92.jpg|—>TEnd—>
Рис. 92
Рис. 95
Рис. 96
TBegin:http://parohod.kg/uploads/posts/2012-09/1348132162_applikaciya97.jpg|—>TEnd—>
Рис. 97
TBegin:http://parohod.kg/uploads/posts/2012-09/1348132151_applikaciya98.jpg|—>TEnd—>
Рис. 98
Рис. 101