Часто самостоятельная музыкальная деятельность у детей развертывается на фоне какой-либо другой художественной деятельности — изобразительной, художественно-речевой, театральноигровой. Процесс рисования, лепки может сопровождаться песней, соответствующей образу, настроению изображаемого. Знакомые песни дети могут драматизировать, передавая их содержание с помощью игровых действий. В театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальная, и художественно-речевая, и изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев, готовят с помощью воспитателя декорации, костюмы).
Игры детей часто отражают процесс музыкальных занятий. Играя в «музыкальное занятие», они обычно сохраняют последовательность чередования различных его содержательных отрезков, повторяют те же задания, реплики, которые они слышали от своего педагога. Когда дети играют в «концерт», то он в основном состоит из «номеров», разученных во время музыкальных занятий.
Учитывая, что дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность тот репертуар, который им интересен, хорошо усвоен и не слишком сложен для исполнения, педагог должен при планировании занятий больше внимания уделять отбору такого репертуара, который бы дети могли переносить в свою свободную деятельность вне занятий, в процесс игры: простые попевки, построенные на 1—2 звуках, народные мелодии, игры с пением и музыкально-дидактические. Поощряя творческие музыкальные проявления детей (сочинение несложных мелодий, импровизация на музыкальных инструментах, придумывание своеобразных танцевальных движений), воспитатель обогащает их самостоятельную художественную деятельность.
Большую роль в развитии музыкальных способностей, углублении знаний и умений, приобретенных детьми на занятиях, играет наличие специального музыкального оборудования (музыкальных инструментов, дидактических пособий, игр), технических средств (радио, электропроигрыватель, магнитофон), а также соответствующей мебели для хранения этого оборудования.
Важно, чтобы в группе были инструменты, которыми бы дети могли пользоваться по своей инициативе; надо побуждать детей делиться опытом с другими сверстниками и закреплять одновременно собственные музыкальные умения и навыки.
Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей педагогу необходимо позаботиться о выделении определенного места для размещения оборудования, которое в старшей группе становится более разнообразным. Расширяется ассортимент детских музыкальных инструментов (кроме ударных — бубен, барабан, треугольник — используют металлофон, триолу, цитру, т. е. инструменты с мелодическим звучанием), дидактических игр, музыкальных пластинок (записи детских песен, танцевальны мелодий, музыкальных сказок и инсценировок). Оборудование в течение года постепенно меняется, пополняется за счет внесения новых игр, музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты должны вводиться постепенно, по мере ознакомления с ними на занятиях и усвоения способов игры на них.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 8 сентября 2011