Игра на детских музыкальных инструментах

При обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольников знакомят с пьесами в исполнении музыкального руководителя или воспитателя. Внимание детей обращают на то, как хорошо сочета

При обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольников знакомят с пьесами в исполнении музыкального руководителя или воспитателя. Внимание детей обращают на то, как хорошо сочетается звучание какого-либо инструмента с отрывком фортепианной пьесы.

Детей знакомят с приемами игры на металлофоне, на разных ударных инструментах (треугольники, бубны, барабаны). Музыкальный руководитель, воспитатель показывают, как держать инструмент, какие движения надо использовать. Вначале дети исполняют ритмический рисунок попевки («Небо синее», «Месяц май» Е. Тиличеевой), затем играют легкие пьесы, построенные на двух-трех звуках («Лиса», рус. нар. мелодия в обраб. В. Попова; «Спать пора, Мишка» муз. В. А. Агафонникова).

В конце года педагог различными приемами проверяет усвоение детьми навыков слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений. Для выяснения представлений о различных жанрах используются несложные незнакомые произведения (марш, танец, колыбельная). Опрос проходит быстро, в игровой форме. Дети не повторяют ответы сверстников, если использовать карточки с изображением марширующего, танцующего, укладывающего куклу ребенка (каждый имеет по три карточки). Проверяется также, узнают ли дети знакомое произведение по вступлению или по мелодии, спетой без слов.

При проверке уровня развития певческих навыков и слуха выявляется: качество исполнения песни в сопровождении фортепиано (естественное звучание голоса, частота интонаций), умение спеть хорошо знакомую и легкую песню без сопровождения. С целью проверки музыкальной памяти педагог предлагает спеть знакомую, но давно не исполнявшуюся песню. Давая задания типа «Музыкальное эхо» (мелодические обороты варьируются), педагог проверяет уровень координации слуха и голоса. Он выясняет также, сколько песен из пройденного репертуара дети могут спеть.

Качество усвоения основного программного требования в развитии музыкально-ритмических движений — передачи в движении характера произведения — можно проверить так: детям предлагается незнакомая песня (например, «Мы военные» Л. Сидельникова) и называются персонажи (трубачи, пехотинцы, кавалеристы). Прослушав музыку, дети небольшими группами импровизируют движения, стараясь передать образы, соответствующие характеру музыки.

Точность, ритмичность танцевальных движений проверяются при исполнении знакомого парного танца. Дети двигаются парами поочередно, что дает возможность установить особенности движений каждого ребенка. К оценке можно привлечь детей, наблюдающих каждую пару.

Уровень развития творческих способностей и навыков самостоятельных действий педагог устанавливает, предложив детям инсценировать хорошо знакомую песню,
которую они пели, но под которую не двигались. Детей делят на несколько групп (по 6—8 человек); они вспоминают и исполняют, например, песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдем», затем, договорившись между собой, осуществляют свой замысел.

Проверка проводится в игровой форме в условиях музыкальных занятий или во вторую половину дня в свободное от занятий время.

Развитие и воспитание дошкольников