Важной задачей является передача в лепке характерных движений человека, животного — через это достигается выразительность в позах персонажей. Кроме того, необходимо научить детей лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, отражающих динамику действия.
Так как в лепке особую выразительность работам придает передача характерных движений человека, животного, рекомендуется такая тематика, которая ставила бы детей перед необходимостью отобразить тот или иной персонаж в движении.
Для проведения таких тематических занятий по лепке, как, например, «Дети танцуют на празднике», «Новогодний хоровод», «Лыжники», необходимо дать детям для изучения образец (положение частей тела — рук, ног, корпуса, головы при том или ином движении), предоставить им возможность свободного выбора при изображении того или иного движения, его характера. Приведем пример того, как осуществляется методическое руководство подобными заданиями. В повседневной жизни или на занятиях физической культурой, когда педагог обучает детей различным приемам катания на лыжах (ходьбе, бегу, спуску с гор, подъему на гору), он непременно обращает внимание ребят на положение частей тела — рук, ног, обсуждает правильность осанки. Непосредственно перед занятием по лепке двум-трем детям предлагается показать своим товарищам правильную позу, которую необходимо принять при различных приемах катания на лыжах. После этого дети по выбору лепят лыжника в различном положении. В конце занятия они ставят свою работу на макет, изображающий снежную равнину и горку. Остальные дети оценивают, насколько правильно переданы положения лыжников: «Этот лыжник, съезжая с горы, упадет: он стоит прямо, а с горы надо ехать с согнутыми коленями, наклонившись вперед» и т. п.
Перед детьми старшего возраста ставится задача передачи несложного сюжета в лепке: лепить небольшие сценки, объединенные одним действием (жанровая тематика: «Девочка кормит птичек», «Скачут зайчики на полянке», «Собака со щенком», сказочная: лепка отдельных эпизодов из сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя»).
Во время прогулки или находясь в помещении групповой комнаты воспитатель учит детей вести наблюдение за позой, положением рук, ног, головы при ходьбе человека, при выполнении различной работы, следить за поведением птиц и других животных, обращать внимание на характерные для них движения, позу.
Лепка на темы сказок включается в план работы с детьми старшей группы на занятиях как наиболее характерная. Предварительно педагог должен ознакомить детей со сказкой, прочитать ее, провести пересказ и беседу о характере героев, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание детей на то, как, какими средствами художник передает характер образа.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 8 сентября 2011