Цель: учить детей различать и называть гуся, утку, курицу (игрушки и картинки); упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука ы (изолированного и в словах); воспитывать пространственные представления, умение употреблять в речи наречия и предлоги.
Ходзанятия
На столе воспитателя — медвежонок. Он заглядывает в коробку, спрашивает: «Что там?»
«Игрушки,— отвечает воспитатель.— Сейчас я покажу их детям, а они назовут их». Достает курицу, гуся, утку. Дети называют птиц.
«Это утка?» — спрашивает медвежонок, указывая на гуся. «Нет, это гусь,— поясняет педагог. — Видишь, он белый, с красным клювом, у него длинная шея. Чтобы ты научился различать птиц, я попрошу детей еще раз назвать их». Воспитатель просит малышей не только называть птицу, но и описывать, как она выглядит. Дает образец высказывания: «Это, мишенька, утка. У нее клюв толстый, как лопата, ноги короткие, лапы с перепонками. Это курочка. Клюв у нее маленький, ножки длинные и тонкие, на лапах коготки» и т. д. Если ребенок отвечает правильно, птица одобряет его ответ (гусь гогочет, утка крякает, курица кудахчет: «Кудах! Молодец, малыш!»).
Далее проводится дидактическая игра «Что изменилось?». На фланелеграфе 6—7 картинок с изображением гусей, уток и кур. По сигналу педагога дети зажмуривают глаза, затем открывают и говорят, что изменилось (нет гуся, не стало утки, не стало одной курицы и одного гуся). Далее воспитатель меняет расположение фигур так, чтобы в своих ответах дети использовали наречия и предлоги («Птицы встали в круг, а в центре круга — большой и важный гусь»; «Наверху гуси, посередине куры, внизу утки»; «Птицы идут друг за другом: впереди гуси, за гусями утки, а позади всех куры. Отстали»).
«Что это куры отстали? — размышляет воспитатель.— Ведь птицы решили пойти на речку поплавать и понырять».— «Куры не пойдут на речку, они не умеют плавать»,— отвечают дети, вспомнив сказку В. Сутеева «Цыпленок и Утенок».
Воспитатель убирает кур. Рассказывает: «Пришли гуси и утки к воде, а спуститься боятся. На воде стоит большой пароход (показывает). Пароход стоит, гудит: ы-ы-ы-ы-ы. Как он гудит? «Ы-ы-ы — дым идет из трубы»,— гудит пароход (дети повторяют чистоговорку 2—3 раза; надо следить, чтобы они не забывали проговаривать звук ы). «Дым идет из трубы — ы-ы-ы-ы. Уплываю!»— в последний раз прокричал пароход и уплыл. А утки и гуси долго ему вслед смотрели, переговаривались: «Га-га-га, очень велик! Кряк-кряк-кряк, очень красив!» Дети воспроизводят «реплики» гусей и уток, подражая интонациям воспитателя.