Цель:учить детей ориентироваться на плоскости бумажного листа; упражнять в использовании слов, обозначающих пространственные ориентиры; продолжать знакомить с правилами поведения, активизировать соответствующий словарь; формировать грамматическую правильность речи.
Ход занятия
На столах перед детьми разложены чистые листы бумаги и кружки из цветного картона (шайбы).
— Сегодня, дорогие друзья, вы — хоккеисты, а я — комментатор радио и телевидения,— говорит воспитатель.— Есть ко мне вопросы? Кто такие хоккеисты вы, конечно, знаете. А комментатор? Итак, начинаем игру. Перед нами белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол! (Дети передвигают шайбу.) Удар! И шайба в нижнем левом углу… Шайба в центре поля!.. В нижнем правом углу… В нижнем левом углу… Около верхнего правого угла… Между левым и правым верхними углами… Между верхним левым и нижним левым углами… Вблизи от центра поля… И т. п.
На протяжении игры педагог контролирует действия детей, берет на заметку тех, кто часто ошибался, чтобы впоследствии позаниматься с ними индивидуально.
— Устали? — интересуется воспитатель.— Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе? Сегодня есть горячий кофе и холодный, есть кофе с лимоном, кофе с сахаром, кофе без сахара. Словом, кофе на любой вкус! Кому что приготовить? — спрашивает она, надевая фартук. (На подносе кофейные чашки.)
— Будьте добры, две чашечки кофе,— говорит мальчик (он подготовлен заранее).— Без сахара, если можно.
— Пожалуйста,— педагог наливает кофе.
— Спасибо.
Ребенок забирает кофе, возвращается за стол, ставит одну из чашек перед девочкой — своей соседкой. Та благодарит его.
— Чашечку горячего кофе, пожалуйста,— заказывает следующий хоккеист (он тоже подготовлен заранее).— Если можно, с лимоном.
Упражнение повторяется 8—10 раз.
— Продолжаем репортаж с хоккейного поля,— объявляет воспитатель, снимая фартук и занимая «комментаторскую кабину». Подает несколько команд, используя слова около, между, в центре, верхний левый, нижний правый (углы) и т.
п.
Далее воспитатель передает свою роль одному ребенку, затем второму, третьему. Следит за использованием детьми слов, обозначающих пространственные отношения. Подводя итоги, педагог спрашивает, понравилось ли детям заниматься, кому что особенно понравилось делать. Просит вернуть кофейные чашки. Следит, чтобы дети не забывали поблагодарить за кофе.